“Ребенок — это праздник, который пока с тобой” Правила педагогики от Януша Корчака

“Ребенок — это праздник, который пока с тобой” Правила педагогики от Януша Корчака

Правила педагогики

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака. Одним из первых он заговорил о правах детей, в том числе на уважение, и о том, что своих воспитанников нужно прежде всего любить. Предлагаем ознакомиться с подборкой цитат, отражающих педагогическое кредо этого прекрасного Учителя.

Януш Корчак (1878 — 1942) прожил интересную, достойную уважения жизнь. Он создал в Варшаве “Дом сирот”, где ввёл систему детского самоуправления, написал десятки произведений для детей и педагогов, самые известные из которых — “Король Матиуш Первый” (1923), “Как любить ребёнка” (1914), и “Право ребёнка на уважение” (1929) — любимы читателями и сегодня.

Януш Корчак умер во время Второй Мировой войны как герой, отказавшись от предложенной свободы. “Не все люди мерзавцы”, — ответил он офицеру СС, и через несколько дней вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка вместе с ребятами из “Дома сирот”. На пути к смерти Корчак нес двух самых маленьких детей на руках и рассказывал им сказку.

***

Вы говорите: ”Дети нас утомляют”. Вы правы. Вы поясняете: “Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься”. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

***

Эта боязнь стать посмешищем так стесняет и сковывает, что совершенно теряешь уверенность в себе, а потому то и дело попадаешь впросак. Как на льду: кто больше боится, тот чаще падает.

***

…может, ошибка наша заключалась в том, что мы издавали законы для взрослых. Попробуй начать с детей.

***

Тот, у кого сильная воля и кто знает, каким он хочет быть, выработает для себя свои собственные правила жизни и не будет, видя что-нибудь неумное и злое, ни подражать этому, ни брать с этого пример.

***

Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?

***

Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.

***

Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.

***

Одиночество ребенка наделяет куклу душой.

***

Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.

***

Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно.

***

Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.

***

Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

***

Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!

***

В моём педагогическом арсенале, в моей, скажем так, аптечке воспитателя есть самые разнообразные средства: лёгкое ворчание и мягкая укоризна, рявканье и фырканье, даже сильнодействующая головомойка. Тщательно разобранная фармакопея.

***

Когда я с детьми, я их спутник, а они мои спутники. Мы разговариваем или же молчим. (Мешают те, кто жаждет верховодить.) На часах моё время и их время, когда мы вместе; наше общее счастливое время жизни — моё и их. Оно не вернётся…

***

Ребенок словно весна. То солнце выглянет ‑ и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза ‑ блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как‑то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их ‑ еле плетутся.

***

Если ты хочешь быть надзирателем, можешь ничего не делать. Но если ты воспитатель, у тебя шестнадцатичасовой рабочий день без перерывов и без праздников, день, состоящий из работы, которую нельзя ни точно определить, ни заметить, ни проконтролировать, — и из слов, мыслей, чувств, имя которым – легион.

***

Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым.

***

Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

***

Заставлять детей спать, когда им не хочется, — преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.

***

Папа, у которого много работы, мама, у которой болит голова, усталый воспитатель — все это может тронуть раз или несколько раз; если же это постоянно — утомит, надоест, будет злить.

***

Живя чужим опытом, наблюдениями и взглядами, люди настолько утратили веру в себя, что не хотят смотреть своими глазами.

***

Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен.

***

Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить.

***

Люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.