27.01.2022 г. Урок
памяти «Блокадный хлеб»
В рамках Всероссийской акции
«Блокадный хлеб» в МБОУ «Алгашинская СОШ» п.Красный Октябрь среди 4-9 классов был
проведен Урок памяти «Блокадный хлеб» . Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии
мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти. Сегодня этот день отмечается как День
воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанным
президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.
Вспоминая
сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу
блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая
самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период
блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20
ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Снижение
нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот
период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на
смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.
Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду
Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога
жизни», стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу
увеличивать. Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала
1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что
имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную,
ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и
соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть
добавок.
Блокадный
хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших
муку:
- пищевая целлюлоза – 10 %,
- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных
культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
- обойная пыль – 2 %,
- выбойки из мешков – 2 %,
- хвоя – 1 %,
- ржаная мука – 75 %.
Использовалась
также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие
муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями
на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то
количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании
превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и
перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других
малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941
года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось,
специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали
добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие
обработку химическим путем.
Далее учащиеся посмотрели и обсудили
видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.
Во втором информационно-образовательном блоке ребята узнали о гражданском подвиге
жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей
Победе в Великой Отечественной. Ленинград не был умирающим городом, он работал
и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в тяжелейших
условиях. Руководство советской страны, сами ленинградцы делали все возможное и
невозможное, чтобы решить вопросы жизнеобеспечения города и помощи населению.
Блокада Ленинграда – это не локальная история одного города. Она звучным эхом
отозвалась в сердцах всего советского народа.
Помощь других
городов, трудовых коллективов, воинских формирований заключалась и в сборе
средств, и в формировании посылок с необходимыми вещами, и в приюте
эвакуированных ленинградских детей.
Жители нашей республики и города Чебоксары тоже внесли свой вклад в оказание помощи жителям блокадного
Ленинграда. За годы Великой Отечественной войны Чувашия по данным Совнаркома Чувашской АССР на 1
июля 1943 г., в приняла из прифронтовой
полосы (из Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Карелии, областей
России) 70 900 человек эвакуированных граждан, включая 8365 человек из
Ленинградской области и 3907 из Ленинграда. В августе 1943 г. из детских домов
города на Неве прибыли еще около 400 детей в возрасте от 1,5 до 14 лет.
В Чувашию в годы войны эвакуировали 28 предприятий. Почти
половина была размещена в Чебоксарах, самые крупные — электромеханический завод
из Харькова и «Электрик» из Ленинграда. Также в числе передислоцированных предприятий,
в частности, типографии «Печатный двор» и имени Евгении Соколовой из
Ленинграда.
На территории Чувашии не было военных действий, но народ
республики понимал, что исход войны решается не только на поле боя, но и в тылу
врага.
В третьем интерактивном блоке обучающиеся были поделены на 2 команды. Им
было предложено представить себя разведчиками –
защитниками Ленинграда – и выполнить ряд заданий верховного командования. В
первом задании, используя азбуку Морзе, нужно было определить груз,
первым доставленный по «Дороге жизни». (Это 63 тонны муки) Во втором задании
ребята должны были отгадать последнее послание защитников 330-й полка 86
стрелковой дивизии. Недалеко от блиндажа защитники плацдарма положили на крутой
берег куски белой ткани, чтобы его было видно с
берега, и написали красным цветом, скорее всего, кровью, одно слово. Что
за слово они написали? (Это слово- помогите!). Далее ребята получили
фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде
и даты. Им нужно было соотнести фотографии и даты, когда эти снимки были
сделаны. И в конце урока ребята
разгадывали кроссворд о подвиге четырех ленинградцев- альпинистов, которые
маскировали высокие объекты города, являющиеся ориентирами для немецких
летчиков.
Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за
то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город,
продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях,
укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом
то, что сделали жители блокадного Ленинграда.