Информационная карта программы «Орлята России»
1 |
Полное
название программы |
Программа
«Орлята России» |
2 |
Цель
программы |
Организация
отдыха и оздоровления обучающихся в период осенних каникул для учащихся
первых-четвертых классов. Создание условий, интересных, разнообразных по
форме и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления и
творческого развития детей, а также развития чувства патриотизма и умений
коллективной деятельности путем активного включения в реализацию программы «Орлята
России» |
3 |
Направление
деятельности |
Данная
программа по своей направленности является общеразвивающей, т.е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления
оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного лагеря. |
4 |
Краткое
содержание программы |
Программа
содержит:
- ---- пояснительную записку; -
план-сетку мероприятий, реализующих программу; - ожидаемые результаты и условия
реализации. |
5 |
Количество,
возраст учащихся |
20
человек, возраст 7-11 лет |
6 |
Сроки
реализации, количество смен |
По продолжительности
программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены
– 6 дней. |
|
|
|
|
|
|
Пояснительная
записка
Осенние каникулы составляют значительную часть свободного
времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их
творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к
ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения
собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно
значимых сферах деятельности.
Сделать отдых безопасным и интересным – задача педагогов.
Педагоги и родители понимают, что во время отдыха обучение не заканчивается,
начинается активная пора социализации, продолжение образования. Для педагогов
это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой
вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули,
поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то
новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым,
осторожным контролем взрослых. В этих условиях лагерь с дневным пребыванием является
как формой организации свободного времени детей, так и пространством для
привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья,
повышения творческой активности, воспитания таких качеств личности как
патриотизм, ответственность, коммуникативность. “Здоровое детство - это
здорово” – эта формула становится девизом при организации детского осеннего
отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному
времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Актуальность
программы
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- потребностью в развитии у учащихся таких качеств личности как
ответственность за себя и свои поступки, чувства гордости за свою страну;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них
потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала
педагогов в реализации цели и задач программы.
В разработанной программе
учитываются общекультурный, научный и исследовательский аспекты.
1) общекультурный: изучение норм и ценностей культуры своего
народа позволяет:
- углубить и откорректировать представление учащихся о понятии
«система ценностей»,
- воспитать уважение к системам ценностей своей и чужой
культуры,
- сделать осознанными навыки формирования собственной,
индивидуальной системы ценностей.
2) научный аспект:
- культурологические и социологические сведения.
3) исследовательский аспект: программа лагерной смены дает
возможность проявить способности к исследовательской деятельности объеме,
соответствующем возрастным особенностям участников.
Данная программа по
своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую
деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и
воспитания детей.
Программа организации
осенней лагерной смены призвана всесторонне удовлетворять потребности
детей, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного отдыха
через разнообразные виды деятельности:
• художественно — эстетическое и музыкальное творчество;
• декоративно — прикладное творчество;
• интеллектуальное развитие;
• физическую культуру и спорт;
• досуг;
• социально – психологическую адаптацию;
• экскурсионную работу.
Программа
деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой
психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание
ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по
вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, воспитания активных
граждан общества путем включения в реализацию проекта «Орлята России».
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния
здоровья.
Цель: создание условий,
интересных, разнообразных по форме и содержанию для обеспечения полноценного
отдыха, оздоровления детей и их творческого развития путем включения в
реализацию проекта «Орлята России».
Задачи:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Формирование устойчивой мотивации на здоровье у обучающихся,
педагогов, родителей.
3. Формировать развитие познавательной активности, творческого
потенциала каждого ребенка, способствовать развитию интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
4. Способствовать формированию таких качеств личности как
ответственность и патриотизм.
5. Повысить общую культуру детей
6. Воспитывать чувство товарищества, дружбы.
7. Обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, ситуацию
успеха и развивающего общения.
8. Формировать качества, составляющие культуру поведения,
санитарно-гигиеническую культуру.
Программа основана на педагогических принципах:
Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в
полной мере.
Духовности - формирование у детей и подростков нравственных
ценностей, соблюдение норм морали.
Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных
форм работы с ними.
Направления деятельности
Образовательная
деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия,
связанные с реализацией заданий треков проекта «Орлята России», то есть, с
историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории
родного края, города. Образовательная деятельность также предусматривает
знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития
навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе
продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная
деятельность способствует формированию культуры физического здоровья,
интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный
отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской
площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки,
свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение
оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует
созданию положительного физиологического и психологического фона.
Трудовая
деятельность – одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях,
- это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из
сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью
подрастающего гражданина России. Форма деятельности – тимуровская помощь:
благоустройство пришкольного участка; уход за зелеными насаждениями, полив
цветов; уход за комнатными растениями; дизайнерские работы: оформление стендов,
художественных мини-галерей.
Культурно-досуговая
деятельность состоит из обще лагерных и отрядных мероприятий (творческие
конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные
игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям
различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению
мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении
личностного поведения каждого члена коллектива.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
День |
Мероприятие |
День первый «Посвящение в Орлята»
|
1. Торжественная линейка. Открытие лагерной смены 2.
Беседа по технике безопасности и правилах жизни лагерной смены,
3. инструктаж по ПДД, 4,правилам
противопожарной безопасности.
5.
Посвящение в Орлята. |
День второй. «Орленок-эколенок» |
1.
Распределение обязанностей: в отрядах,
оформление отрядной газеты, девиза, отрядной речевки, эмблемы. 2. Акция
«Экологический десант». 3.
Спортивная игра волейбол |
День третий «Орленок - хранитель» |
1.
Минутка здоровья «Путешествие в страну Безопасности» 2. Викторина ко Дню Народного Единства 3. Подготовка творческих номеров к закрытию смены. |
День четвертый «Орленок – доброволец» |
1.
Минутка здоровья «Сказки о здоровье» 2. Время добрых дел. Помощь в уборке школы, а также
пришкольной территории. 3. Подготовка творческих номеров к закрытию смены. 4. Подвижные игры в спортзале |
День пятый «Орленок - спортсмен» |
1.Минутка
здоровья «Нет вредным привычкам» 2. Посещение кинотеатра |
День шестой «Орленок - умник» |
1.
Минутка здоровья «Физкультура» 2. Праздничный концерт «Закрытие смены»
|