Орлята России

Информационная карта программы «Орлята России»

1

Полное название программы

Программа «Орлята России»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления обучающихся в период осенних каникул для учащихся первых-четвертых классов. Создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления и творческого развития детей, а также развития чувства патриотизма и умений коллективной деятельности путем активного включения в реализацию программы «Орлята России»

3

Направление деятельности

Данная программа по своей направленности является общеразвивающей, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного лагеря.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит:                                 - ----    пояснительную записку;                                             - план-сетку мероприятий, реализующих программу;       - ожидаемые результаты и условия реализации.

5

Количество, возраст учащихся

20 человек, возраст 7-11 лет

6

Сроки реализации, количество смен

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены – 6 дней.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Осенние  каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. 

Сделать отдых безопасным и интересным – задача педагогов. Педагоги и родители понимают, что во время отдыха обучение не заканчивается, начинается активная пора социализации, продолжение образования. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых. В этих условиях лагерь с дневным пребыванием является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья, повышения творческой активности, воспитания таких качеств личности как патриотизм, ответственность, коммуникативность. “Здоровое детство - это здорово” – эта формула становится девизом при организации детского осеннего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка. 

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;

- потребностью в развитии у учащихся таких качеств личности как ответственность за себя и свои поступки, чувства гордости за свою страну;

- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.

      В разработанной программе учитываются общекультурный, научный и исследовательский аспекты.

1) общекультурный: изучение норм и ценностей культуры своего народа позволяет:

- углубить и откорректировать представление учащихся о понятии «система ценностей»,

- воспитать уважение к системам ценностей своей и чужой культуры,

- сделать осознанными навыки формирования собственной, индивидуальной системы ценностей.

2) научный аспект:

- культурологические и социологические сведения.

3) исследовательский аспект: программа лагерной смены дает возможность проявить способности к исследовательской деятельности объеме, соответствующем возрастным особенностям участников.

     Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. 

     Программа организации осенней  лагерной смены призвана всесторонне удовлетворять потребности детей, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного отдыха через разнообразные виды деятельности:

• художественно — эстетическое и музыкальное творчество;

• декоративно — прикладное творчество;

• интеллектуальное развитие;

• физическую культуру и спорт;

• досуг;

• социально – психологическую адаптацию;

• экскурсионную работу.

        Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, воспитания активных граждан общества путем включения в реализацию проекта «Орлята России». Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. 

       Цель: создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления детей и их творческого развития путем включения в реализацию проекта «Орлята России».

    Задачи:  

1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей. 

2. Формирование устойчивой мотивации на здоровье у обучающихся, педагогов, родителей.

3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

4. Способствовать формированию таких качеств личности как ответственность и патриотизм.

5. Повысить общую культуру детей 

6. Воспитывать чувство товарищества, дружбы. 

7. Обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего общения. 

8. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

Программа основана на педагогических принципах:

Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.

Духовности - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм морали.

Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.

Направления деятельности

        Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с реализацией заданий треков проекта «Орлята России», то есть, с историей   России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края, города. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

      Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

       Трудовая деятельность – одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Форма деятельности – тимуровская помощь: благоустройство пришкольного участка; уход за зелеными насаждениями, полив цветов; уход за комнатными растениями; дизайнерские работы: оформление стендов, художественных мини-галерей.

        Культурно-досуговая деятельность состоит из обще лагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

День

Мероприятие

День первый «Посвящение в Орлята»

 

1. Торжественная линейка. Открытие лагерной смены                        2. Беседа по технике безопасности и правилах жизни лагерной смены,                                                                                                        3. инструктаж по ПДД,                                                                     4,правилам противопожарной безопасности.                                              5. Посвящение в Орлята.

День второй. «Орленок-эколенок»

1.    Распределение обязанностей: в отрядах, оформление отрядной газеты, девиза, отрядной речевки, эмблемы.                                  2. Акция «Экологический десант».                                                     3. Спортивная игра волейбол 

День третий «Орленок - хранитель»

1. Минутка здоровья «Путешествие в страну Безопасности»

2. Викторина ко Дню Народного Единства 

3. Подготовка творческих номеров к закрытию смены.

День четвертый «Орленок – доброволец»

1. Минутка здоровья «Сказки о здоровье»

2. Время добрых дел. Помощь в уборке школы, а также пришкольной территории.

3.  Подготовка творческих номеров к закрытию смены.

4. Подвижные игры в спортзале

День пятый «Орленок - спортсмен»

1.Минутка здоровья «Нет вредным привычкам»

2. Посещение кинотеатра 

День шестой «Орленок - умник»

1. Минутка здоровья «Физкультура»

2. Праздничный концерт «Закрытие смены»