УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛГАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ШУМЕРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рабочая программа
по курсу
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1-4 класс
на 2023 -2024 учебный год
Составители:
Стеньшина
С.В., Храмкова М.В., Кудрявцева В.И.,
учителя начальных классов
с. Русские Алгаши, 2023 г.
Оглавление
1 . Пояснительная записка
..............................................................................
5
2.Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
............................................................................. 7
3.Содержание курса внеурочной
деятельности «Финансовая грамотность»
(1-4 классы)
......................................................................................................
8
4.Тематическое планирование курса
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
........................................................................... 12
5.Список литературы
.....................................................................................
16
1 . Пояснительная записка
1.1. Перечень нормативных документов
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом
Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в
редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);
• План внеурочной деятельности МБОУ «Алгашинская
СОШ».
1.2 УМК.
Программа курса соответствует современным
принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности,
результативности.
Курс
«Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы
сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на
интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших
экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная
программа создает условия для
развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей
с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в
начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На
начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с
экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий
по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир
экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников
сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном
выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она
рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной
деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.
1.3 Актуальность
Актуальность
и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей
обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной
системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных
привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих
ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.
1.4. Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия,
бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
• формирование базовых знаний о личных и семейных
доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами,
свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и
инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и
защите прав потребителей;
• формирование у обучающихся установки на
необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и
семейного бюджетов и их значимости;
• формирование понимания необходимости долгосрочного
финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения,
навыков управления сбережениями; формирования
навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
• формирование навыков составления бизнес - плана
для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение
основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; семейный
бюджет.
Освоение содержания
опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего
мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини –
исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки
работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
1.5. Общая характеристика курса
«Финансовая грамотность»
( 1-4 классы)
Начальное
экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на
становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным
ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал,
что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел
делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение
денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от
чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться.
Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту
экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс
экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших
школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание»,
«География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
В
процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве
окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества
труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным
отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как
оценки результата труда людей.
1.6 Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане
Занятия подвижными играми входят во
внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания
и социализации детей.
Программа ««Финансовая грамотность»»
рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (по 35 минут сентябрь – декабрь и
по 40 минут январь-май), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся
1–4-х классов.
1.7. Срок реализации программы: 4 года
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность»
направлено на достижение следующих
результатов, соответствующих
требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной
ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении
учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные
результаты.
Регулятивные.
Обучающийся
научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и
поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать экономические
термины;
• иметь представление о роли денег в семье и
обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов
семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет
• определять элементарные проблемы в области
семейных финансов и путей их решения
• проводить элементарные финансовые расчеты.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4 классы)
1 класс (33 ч)
1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику.
Виды деятельности:
Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности:
Дискуссия; беседа;
2. Потребности (9 часов)
Потребности.
Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет
семьи.
Виды
деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы
деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и
парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
3.Товары и услуги (11 часов)
Что
такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем
нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего
делапроект.
Виды деятельности:
познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы
организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная
работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования.
4.Деньги (12 часов)
Зачем
нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения
продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности:
познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы
организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная
работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования
2 класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие
«товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег -
товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет
и о монетах разных государств.
Виды деятельности:
игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты,
бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных
денег.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно
ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные
деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные
деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс
(34 часа)
1.Откуда в семье деньги (9 часов)
В
ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от
профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может
получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с
тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники,
которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно
ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.На что тратятся деньги (10 часов)
Куда
люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить.
Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно
ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия:
бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы
избежать финансовых проблем.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что,
если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в
банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные
игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс
(34 часа)
1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы
(земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека:
результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия
и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные.
Богатство
и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и
милосердие.
Налоги
— часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или
городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы,
библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность
и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная
плата.
Трудовые награды.
Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от
успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт
работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят
различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить
и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности
(книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом
труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же
услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей
заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как товары производят (8 часов)
Всё,
что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда
одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара.
Фабрика, завод — места, где производят товары.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности:
познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» 1-4 классы.
1 КЛАСС (33 часа)
№ п\п |
Наименование раздела,
темы. |
Количество часов |
|
1. Введение в экономику (1 час) |
|
1 |
Введение в экономику. |
1 |
|
2. Потребности (9 часов) |
|
2 |
Потребности. |
1 |
3 |
Что такое «потребность». |
1 |
4-5 |
Какие бывают потребности. |
2 |
6 |
Домашнее хозяйство. |
1 |
7 |
Распределение ролей в семье. |
1 |
8 |
Домашние обязанности в семье. |
1 |
9-10 |
Что такое бюджет семьи. |
2 |
|
3. Товары и услуги (11 часов) |
|
11-12 |
Какие бывают товары. |
2 |
13 |
Где можно приобрести товары и
услуги. |
1 |
14 |
Зачем нужна реклама. |
1 |
15 |
Роль рекламы. |
1 |
16-17 |
Что такое «товар». |
1 |
18 |
Товар и деньги-игра. |
1 |
19 |
Рынок- игра. |
1 |
20-21 |
Открытие твоего дела-проект. |
2 |
|
4. Деньги (12 часов) |
|
22 |
Зачем нужны деньги. |
1 |
23 |
Как появились деньги. |
1 |
24 |
Деньги и страны. |
1 |
25 |
Где и как хранятся деньги. |
1 |
26 |
Что такое источник дохода. |
1 |
27 |
Что такое «маркетинг». |
1 |
28 |
Обмен. |
1 |
29 |
Рынок. |
1 |
30 |
Торговля. |
1 |
31 |
Взаимоотношения продавца и
покупателя. |
1 |
32 |
Конкуренция. |
1 |
33 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
33 часа |
2 КЛАСС (34 часа)
№ п\п |
Наименование раздела,
темы. |
Количество часов |
|
1. Что такое
деньги и откуда они взялись (9 часов) |
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2 |
Товар. Деньги. Виды денег.
Ликвидность. |
1 |
3 |
Покупка. |
1 |
4 |
Монеты. Бумажные деньги. |
1 |
5-6 |
Виды денег: наличные, безналичные |
2 |
7 |
Деньги - средство обмена, а не
благо |
1 |
8-9 |
Виды денег. Выгода обмена |
2 |
|
2. Рассмотрим
деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) |
|
10-11 |
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. |
2 |
12-13 |
Номинал. Банкнота. Купюра. |
2 |
14 |
Фальшивые деньги. Как их отличить. |
1 |
15 |
Металлические и бумажные
деньги. |
1 |
16-17 |
Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
2 |
|
3. Какие деньги
были раньше в России (6 часов) |
|
18 |
Какие деньги были раньше в
России |
1 |
19 |
«Меховые деньги». |
1 |
20 |
Старинные деньги. Куны. Денга. |
1 |
21 |
Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. |
1 |
22 |
Ассигнация. |
1 |
23 |
Происхождения денег. |
1 |
|
4. Современные
деньги России и других стран (11 часов) |
|
24 |
Современные деньги России и
других стран |
1 |
25-26 |
Банки. Деньги. Виды денег |
2 |
27 |
Доллары. Евро. |
1 |
28-29 |
Виды денег: наличные,
безналичные, электронные. |
2 |
30 |
Пластиковые карты. |
1 |
31 |
Деньги - средство обмена, а не
благо |
1 |
32 |
Безналичный расчет. |
1 |
33 |
Современные российские деньги. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
3 КЛАСС (34 часа)
№ п\п |
Наименование раздела,
темы. |
Количество часов |
|
Откуда в семье
деньги (9 часов) |
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2-3 |
Доходы семьи. |
2 |
4 |
Зарплата. |
1 |
5 |
Пенсия. |
1 |
6 |
Пособия. |
1 |
7 |
Стипендия. |
1 |
8-9 |
Источники доходов. |
2 |
|
Что влияет на размер доходов. |
|
|
На что
тратятся деньги (10 часов) |
|
10 |
Расходы. |
1 |
11-12 |
Сбережения. |
2 |
13 |
Долги. |
1 |
14-15 |
Расходы. Непредвиденные расходы. |
2 |
16-17 |
Понимание происхождения расходов. |
2 |
18-19 |
Различие планируемых и
непредвиденных расходов. |
2 |
|
Как управлять
своими деньгами (5 часов) |
|
20 |
Расходы и доходы. |
1 |
21-22 |
Семейный бюджет. |
2 |
23-24 |
Планирование семейного бюджета. |
2 |
|
Как делать сбережения
(10 часов) |
|
25-26 |
Виды сбережений. |
2 |
27 |
Банковский вклад. |
1 |
28 |
Копилка. |
1 |
29 |
Недвижимость. |
1 |
30-31 |
Сравнение разных видов сбережений. |
2 |
32-33 |
Различие сбережений. |
2 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п\п |
Наименование раздела,
темы. |
Количество часов |
|
1. Богатство и бедность (14 часов) |
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
2-3 |
Как создаётся богатство. |
2 |
4-5 |
Источники богатства государства |
2 |
6-7 |
Источники богатства человека |
2 |
8 |
Открытия и изобретения. |
1 |
9 |
Важность знаний в создании
богатства. |
1 |
10 |
Ценности материальные и
нематериальные. |
1 |
11 |
Богатство и культура. |
1 |
12 |
Богатство и милосердие. |
1 |
13 |
Налоги. |
1 |
14 |
Значение налогов. |
1 |
|
|
|
|
Труд — основа жизни (12
часов) |
|
15-16 |
Ценность и значимость труда. |
2 |
17 |
Труд как потребность человека. |
1 |
18 |
Труд как источник материальных
благ. |
1 |
19 |
Оценка труда. |
1 |
20 |
Почему труд по-разному ценится.
|
1 |
21-22 |
Заработная плата. |
2 |
23 |
Трудовые награды. |
1 |
24 |
Результат труда. |
1 |
25 |
Причины различий в оплате
труда. |
1 |
26 |
Продукты труда. |
1 |
|
Как товары производят (8
часов) |
|
27-28 |
Как товары производят. |
2 |
29-30 |
Ресурсы для производства товаров. |
2 |
31 |
Производители — люди, которые
создают (производят)товары. |
1 |
32-33 |
Важность труда людей разных
профессий. |
2 |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: |
34 часа |
5. Список литературы
1. Кузнецова
О.С., Сасова И.А. Программа по
курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение,
1997.
3. Шведова
И. Ф. Азбука для детей и
взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов
под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.
5. Прутченков
А. С., Райзберг Б. А. Практическая
экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А.
Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
9. Забродина
И.П. и коллектив авторов.
Экономика. Программа 1 –11 классов.Московскаяэкономическая школа.