Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" в 1-4 классах

    

                                                                  УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛГАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ШУМЕРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Подпись: Рассмотрено на МО учителей
____________________________________
Руководитель МО ______  Федорова Л.В.                             
(Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

	Утверждено
   Директор  МБОУ " Алгашинская СОШ"
                  Я.В. Денисова 
                   ___________/                                  /












Рабочая программа

 по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

1-4 класс

на 2023 -2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составители:

Стеньшина С.В., Храмкова М.В., Кудрявцева В.И.,

учителя начальных классов

 

 

 

 

 

с. Русские Алгаши, 2023 г.

 

 

Оглавление

1  . Пояснительная записка .............................................................................. 5

2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» ............................................................................. 7

3.Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

(1-4 классы) ...................................................................................................... 8

4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» ........................................................................... 12 5.Список литературы ..................................................................................... 16

 

 

 

 

   

1 . Пояснительная записка

 

1.1. Перечень нормативных документов           

      Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

      План внеурочной деятельности МБОУ «Алгашинская СОШ».

 

1.2  УМК.

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на четыре года обучения.

 

1.3 Актуальность    

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. 

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

1.4. Цели и задачи программы:

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи:

      формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

      формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

      формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

      формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

 

Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

1.5. Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»

 ( 1-4 классы)

 

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. 

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. 

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

 

1.6 Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане

 

      Занятия подвижными играми входят во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.

       Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов. 

В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1 классе (по 35 минут сентябрь – декабрь и по 40 минут январь-май), по 40 минут в 2-4 классах.  Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

 

1.7. Срок реализации программы: 4 года

 

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

 

Освоение  программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих  результатов, соответствующих  требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  понимать цели своих действий;

  составлять простые планы с помощью учителя

  проявлять познавательную и творческую инициативу;

  оценивать правильность выполнения действий;

  адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.

Обучающийся научится:

  освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  составлять текст в устной и письменной формах;

  слушать собеседника и вести диалог;

  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  понимать и правильно использовать экономические термины;

  иметь представление о роли денег в семье и обществе;

  уметь характеризовать виды и функции денег;

  знать источники доходов и направлений расходов семьи;

  уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

  определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

  проводить элементарные финансовые расчеты.

 

 

3. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4 классы)

 

1 класс (33 ч)

1.Введение в экономику (1 час) Введение в экономику. 

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

 

2. Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. 

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры

 

3.Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего делапроект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

 

4.Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.

Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования

 

2 класс (34 часа) 1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая,  познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

3.Какие деньги были раньше в России (6  часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

4.Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3 класс (34 часа)

 

1.Откуда в семье деньги (9 часов)

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. 

Виды деятельности: игровая,  познавательная, проблемно ценностное общение.  Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

2.На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая,  познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

4.Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.             Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

 

4 класс (34 часа)

 

1.Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

2.Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

3.Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

 

 

 

4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» 1-4 классы.

 

1  КЛАСС (33 часа)

 

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

 

1. Введение в экономику (1 час)

 

1

Введение в экономику. 

1

 

2. Потребности (9 часов)

 

2

Потребности. 

1

3

Что такое «потребность».

1

4-5

Какие бывают потребности.

2

6

Домашнее хозяйство.

1

7

Распределение ролей в семье.

1

8

Домашние обязанности в семье.

1

9-10

Что такое бюджет семьи.

2

 

3. Товары и услуги (11 часов)

 

11-12

Какие бывают товары.

2

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1

14

Зачем нужна реклама.

1

15

Роль рекламы.

1

16-17

Что такое «товар».

1

18

Товар и деньги-игра.

1

19

Рынок- игра.

1

20-21

Открытие твоего дела-проект.

2

 

4. Деньги (12 часов)

 

22

Зачем нужны деньги.

1

23

Как появились деньги.

1

24

Деньги и страны.

1

25

Где и как хранятся деньги.

1

26

Что такое источник дохода.

1

27

Что такое «маркетинг».

1

28

Обмен.

1

29

Рынок.

1

30

Торговля.

1

31

Взаимоотношения продавца и покупателя.

1

32

Конкуренция.

1

33

Итоговое занятие.

1

 

Итого:

33 часа

 

2  КЛАСС (34 часа)

 

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

 

1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1

3

Покупка. 

1

4

Монеты. Бумажные деньги.

1

5-6

Виды денег: наличные, безналичные

2

7

Деньги - средство обмена, а не благо

1

8-9

Виды денег. Выгода обмена

2

 

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.

2

14

 Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

15

Металлические и бумажные деньги. 

1

16-17

Почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

2

 

3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1

19

«Меховые деньги». 

1

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

21

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

1

22

Ассигнация. 

1

23

Происхождения денег.

1

 

4. Современные деньги России и других стран (11 часов)

24

Современные деньги России и других стран

1

25-26

Банки. Деньги. Виды денег

2

27

Доллары. Евро.

1

28-29

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. 

2

30

Пластиковые карты.

1

31

Деньги - средство обмена, а не благо

1

32

Безналичный расчет.

1

33

Современные российские деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

3  КЛАСС (34 часа)

 

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

 

Откуда в семье деньги (9 часов)

1

Вводное занятие. 

1

2-3

Доходы семьи. 

2

4

Зарплата.

1

5

Пенсия.

1

6

Пособия.

1

7

Стипендия.

1

8-9

Источники доходов. 

2

 

Что влияет на размер доходов.

 

 

На что тратятся деньги (10 часов)

10

Расходы. 

1

11-12

Сбережения. 

2

13

Долги.

1

14-15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2

16-17

Понимание происхождения расходов.

2

18-19

Различие планируемых и непредвиденных расходов.

2

 

Как управлять своими деньгами (5 часов)

20

Расходы и доходы. 

1

21-22

Семейный бюджет.

2

23-24

Планирование семейного бюджета.

2

 

Как делать сбережения (10 часов)

25-26

Виды сбережений.

2

27

Банковский вклад. 

1

28

Копилка. 

1

29

Недвижимость.

1

30-31

Сравнение разных видов сбережений.

2

32-33

Различие сбережений.

2

34

Итоговое занятие.

1

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

4 КЛАСС (34 часа)

 

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

 

1. Богатство и бедность (14 часов)

1

Вводное занятие.

1

2-3

Как создаётся богатство.

2

4-5

Источники богатства государства

2

6-7

Источники богатства человека

2

8

Открытия и изобретения.

1

9

Важность знаний в создании богатства.

1

10

Ценности материальные и нематериальные.

1

11

Богатство и культура.

1

12

Богатство и милосердие.

1

13

Налоги. 

1

14

Значение налогов.

1

 

 

 

 

Труд — основа жизни (12 часов)

15-16

Ценность и значимость труда.

2

17

Труд как потребность человека.

1

18

Труд как источник материальных благ.

1

19

Оценка труда.

1

20

Почему труд по-разному ценится.

1

21-22

Заработная плата.

2

23

Трудовые награды. 

1

24

Результат труда.

1

25

Причины различий в оплате труда. 

1

26

Продукты труда.

1

 

Как товары производят (8 часов)

27-28

Как товары производят.

2

29-30

Ресурсы для производства товаров.

2

31

Производители — люди, которые создают (производят)товары.

1

32-33

Важность труда людей разных профессий.

2

34

Итоговое занятие.

1

 

Итого:

34 часа

  

 

 

 

 

 

5. Список литературы

 

1.  Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

2.  Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

3.  Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

4.  Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.

– М., 2003.

5.  Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

6.  Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;

2001

7.  Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.

8.  Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.

9.  Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов.Московскаяэкономическая школа.