МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛГАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ШУМЕРЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рабочая
программа
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая
грамотность»
6
класс
на
2023 -2024 учебный год
Составитель:
Мальков А.В.,
учитель истории и обществознания
с.
Русские Алгаши, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Планируемые результаты освоения
курса |
4 |
3. |
Содержание
учебного курса |
7 |
|
Тематическое планирование, в том числе
с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы Календарно-тематическое планирование |
8
9 |
4. |
Список литературы курса
|
11 |
|
|
|
Пояснительная
записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для 6 класса разработана с учетом рабочей программы воспитания.
Программа
рассчитана на 34 часа в год (1 час в
неделю, 34 учебные недели).
Соблюдение
правил финансовой грамотности помогает уменьшать финансовые потери в молодости,
достигать достатка в зрелом возрасте и приемлемого материального положения в
старости, что в свою очередь напрямую влияет на уменьшение уровня бедности в
Российской Федерации. «Финансовая грамотность» или «рациональное финансовое
поведение» – сегодня неотъемлемая часть общекультурных требований,
предъявляемых к современным людям, сродни «языковой грамотности», «компьютерной
грамотности», «элементарной математической грамотности.
Целями
изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» выступают:
- воспитание ответственности в
сфере потребления семейных ресурсов, ресурсов школы и общества;
- развитие
интереса в области экономических отношений в семье;
- формирование
опыта применения элементарных финансовых знаний и умений для решения простых
вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса
«Финансовая грамотность»: - деньги, их история, виды,
функции; -
семейный бюджет.
Формы организации
внеурочной деятельности:
программа предусматривает проведение анализа
документов, изучение финансовых таблиц,
изучение методики решения задач, составление плана – конспекта статей научного
и научно – популярного характера, работа с понятиями, изучение денежных знаков,
выполнение проектов, выступление
учащихся по определённым темам. Оформление портфолио, проведение мастерской и выставок портфолио,
практикумов, мини - исследований, игр, учебных виртуальных экскурсий, учебных
проектов. Основной формой общения
учителя и учащихся друг с другом является учебный диалог.
Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год.
Планируемые
результаты освоения учебного курса
Личностные
результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая
грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и
государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,
понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в
мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
•
проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов
собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в
решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых
жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
•
понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»: Познавательные
•
использование различных способов поиска,
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой
финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в
газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
•
умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
•
выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей
работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о
ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о
банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей
между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
•
построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных
примерах, в том числе с использованием интернет - калькуляторов, рассчитывать
доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам
и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
•
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
•
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой
проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и
существующих возможностей;
•
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой
инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;
•
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
•
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации. Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных
проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе,
договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов сторон;
•
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио
по финансовой грамотности;
•
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные
результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
•
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный фонд, доходность, сбережения, • понимание основных принципов
экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
•
использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией,
её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
•
применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и
способов сравнения результатов на простых примерах;
•
умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
•
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• расширение кругозора в области экономической
жизни области экономической жизни общества и активизация познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения учебного курса:
- правильно использовать финансовые термины (деньги; виды денег; доходы
семьи; расходы семьи; потребности; благо; семейный бюджет; дефицит семейного
бюджета; сбережения; долги);
- объяснять, что функция денег –
средство обмена, а не благо;
- понимать, что деньги
зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда;
- производить
безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал;
- характеризовать виды и функции
денег;
- называть основные источники
доходов и направлений расходов семьи;
- рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой семейный бюджет; рассчитывать дефицит семейного бюджета;
- определять элементарные проблемы
в области семейных финансов и путей их решения; - различать виды
денег; денежных поступлений;
- рассчитывать доходы и расходы и
составлять простой семейный бюджет;
- находить
возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- проводить элементарные
финансовые расчёты;
- объяснять роль банков, для чего
делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых
выплачиваются социальные пособия, приводить примеры пособий;
- сравнивать и обобщать финансовую
информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
Содержание курса внеурочной
деятельности
№ |
Содержание |
Формы организации/контроля |
Виды деятельности |
1. |
Деньги. Виды денег: наличные, безналичные. |
Беседа, практикум, решение задач. Интеллектуальное соревнование.
Задачи
с элементарными денежными расчётами. Считать
наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся
денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу |
Познавательная
деятельность. |
2. |
Доходы и расходы семьи. Виды источников денежных поступлений в семье. |
Общее
обсуждение; самостоятельная практическая работа; игровая деятельность. Проблемный
семинар. Кейсы по экономике семьи; игры, практические задания по работе с
простой финансовой информацией; построение графиков и диаграмм;
мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе Считать
общую сумму. Различать виды денежных поступлений и доходов. Общее обсуждение; кейс |
Познавательная
деятельность.
Игровая
деятельность |
3. |
Финансовые
риски. Расходы семьи; потребности, благо.
|
Беседа.
Практическое занятие. Групповая
поисковая работа. Общее обсуждение; групповая поисковая работа; |
Игровая
деятельность |
4. |
Семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения, долги.
|
Общее
обсуждение; самостоятельная практическая работа; игровая деятельность. Семинар. Составлять
семейный бюджет; рассчитывать дефицит семейного бюджета. Решение задач по избеганию дефицита
семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов
и увеличения сбережений.
|
Познавательная
деятельность. Игровая деятельность. |
5 |
Взаимодействие
с государством, финансовыми организациями. |
Поиск
информации в Интернете, анализ и сравнительная характеристика государственных
и финансовых организаций. |
Общее
обсуждение; самостоятельная практическая работа; игровая деятельность. |
Тематическое
планирование курса
внеурочной деятельности
в том числе, с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
|
Наименование раздела |
Модуль рабочей
программы воспитания «Курсы
внеурочной деятельности» |
Кол-во часов |
1. |
Введение в курс «Финансовая грамотность» |
Урок - дискуссия «От чего зависит благосостояние семьи ». |
7 |
Проектная деятельность «Учимся
оценивать финансовое поведение людей». |
|||
Урок – решения задач «Потребности человека». |
|||
2. |
Доходы и расходы
семьи. |
Урок – экскурсия « Деньги: что это такое». |
14 |
|
Урок – проектная деятельность «Деньги». |
||
Урок - практикум «Учимся считать
семейные доходы». |
|||
Урок - мини-проекты «Доходы
семьи». |
|||
Урок - мини-проекты
«Расходы семьи». |
|||
Ролевая
игра «Семейный совет по составлению бюджета». Занятие-игра. |
|||
Урок
- презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». |
|||
3. |
Риски
потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
Ролевая
игра «Страхование». Занятие-игра. |
13
|
Урок – учебная
экскурсия «Как
работает страховая компания».
|
|
||
Урок
- презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может
от этого защититься». Выставка портфолио.
|
|
||
Урок
– решение задач « Налогообложение
граждан». |
|
||
|
Итого: |
|
34 |
Календарно-тематическое
планирование
№ урока
|
Кол-во часов |
Наименование темы,
раздела |
Планируемые сроки
проведения (неделя) |
Фактическая дата |
|
7 |
1. Введение в курс «Финансовая грамотность» |
|
|
1. |
1 |
Почему важно развивать
свою финансовую грамотность. |
1 |
|
2. |
1 |
От чего зависит
благосостояние семьи. |
2 |
|
3. |
1 |
Учимся оценивать
финансовое поведение людей. |
3 |
|
4. |
1 |
Учимся оценивать своё
финансовое поведение. |
4 |
|
5. |
1 |
Потребности человека. |
5 |
|
6. |
1 |
Практикум. Решение
задач. |
6 |
|
7 |
1 |
Практикум. Решение
задач. |
7 |
|
|
14 |
2. Доходы и расходы семьи. |
|
|
8 |
1 |
Деньги: что это такое.
Практикум |
8 |
|
9 |
1 |
Учебные мини - проекты
«Деньги». Защита проекта |
9 |
|
10 |
1 |
Из чего складываются
доходы семьи. Практикум |
10 |
|
11 |
1 |
Учимся считать
семейные доходы. Практикум |
11 |
|
12 |
1 |
Исследуем доходы семьи.
Мини - исследование |
12 |
|
13 |
1 |
Учебные мини-проекты
«Доходы семьи». Защита проектов. |
13 |
|
14 |
1 |
Как появляются расходы
семьи. Практикум |
14 |
|
15 |
1 |
Учимся считать
семейные расходы. Мини - исследование |
15 |
|
16 |
1 |
Исследуем
расходы семьи. Практикум |
16 |
|
17 |
1 |
Учебные
мини-проекты «Расходы семьи». Защита проекта |
17 |
|
18. |
1 |
Как сформировать семейный
бюджет. Практикум |
18 |
|
19. |
1 |
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета». Занятие-игра |
19 |
|
20. |
1 |
Обобщение
результатов изучения модуля. Контроль знаний |
20 |
|
21. |
1 |
Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи». Выставка портфолио |
21 |
|
|
14 |
Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься |
|
|
22. |
1 |
Почему
возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Практикум |
22 |
|
23. |
1 |
Что
такое страхование и для чего оно необходимо. Практикум |
23 |
|
24. |
1 |
Что
и как можно страховать. Практикум |
24 |
|
25. |
1 |
Ролевая
игра «Страхование». Занятие-игра |
25 |
|
26. |
1 |
Исследуем,
что застраховано в семье и сколько это стоит. Мини-исследование |
26 |
|
27. |
1 |
Как
определить надёжность страховых компаний. Практикум |
27 |
|
28. |
1 |
Как
работает страховая компания. Учебная
экскурсия |
28 |
|
29. |
1 |
Учебные
мини-проекты «Страхование». Защита проектов |
29 |
|
30. |
1 |
Обобщение
результатов изучения модуля. Контроль
знаний |
30 |
|
31. |
1 |
Презентация
портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься». Выставка портфолио |
31 |
|
32. |
1 |
Финансы государства. |
32 |
|
33. |
1 |
Налогообложение
граждан. |
33 |
|
34. |
1 |
Практикум. Решение
задач. |
34 |
|
Итого: |
34 |
|
|
|
Список
литературы
1. Лавренова
Е.Б. Концептуальные подходы к формированию культуры грамотного финансового
поведения обучающихся. //Отечественная и зарубежная педагогика.- 2017г.- №2.
2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9классы-М.: ВАКО,2018
3. Липсиц И.В.,
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр.
орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
4. Учебное
пособие «Основы финансовой грамотности и методы её преподавания».- Москва -
Ростов -на -Дону, 2018.
5. Игровые виды
и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.iro.yar.ru
6. Экономическая
игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
7. Экономика для
3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна
Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.:
МЦЭБО, 2006.
Интернет ресурсы
вашифинасы.рф.
(http://edu.pacc.ru/finedu/?lang=ru)
(https://casegame.ru/fingram).