Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" в 6 классе

    

                                                                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛГАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ШУМЕРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Подпись: Рассмотрено на МО учителей
____________________________________
Руководитель МО ______  Федорова Л.В.                             
(Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

	Утверждено
   Директор  МБОУ " Алгашинская СОШ"
                  Я.В. Денисова 
                   ___________/                                  /

 






 

Рабочая программа

 по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

6 класс

на 2023 -2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Мальков А.В.,

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

с. Русские Алгаши, 2023 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                  

Пояснительная записка

3

2.                  

Планируемые результаты  освоения  курса

4

3.                  

Содержание  учебного  курса

7

 

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Календарно-тематическое  планирование

8

 

 

 

9

4.                  

Список  литературы курса

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность» для 6 класса разработана с учетом  рабочей программы воспитания.

Программа рассчитана на 34  часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Соблюдение правил финансовой грамотности помогает уменьшать финансовые потери в молодости, достигать достатка в зрелом возрасте и приемлемого материального положения в старости, что в свою очередь напрямую влияет на уменьшение уровня бедности в Российской Федерации. «Финансовая грамотность» или «рациональное финансовое поведение» – сегодня неотъемлемая часть общекультурных требований, предъявляемых к современным людям, сродни «языковой грамотности», «компьютерной грамотности», «элементарной математической грамотности.

 

Целями изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» выступают:

- воспитание ответственности в сфере потребления семейных ресурсов, ресурсов школы и общества;

 - развитие интереса в области экономических отношений в семье;

 - формирование опыта применения элементарных финансовых знаний и умений для решения простых вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет.

 

 

Формы организации внеурочной деятельности:

программа предусматривает проведение анализа документов, изучение финансовых  таблиц, изучение методики решения задач, составление плана – конспекта статей научного и научно – популярного характера, работа с понятиями, изучение денежных знаков, выполнение  проектов, выступление учащихся по определённым темам. Оформление портфолио,  проведение мастерской и выставок портфолио, практикумов, мини - исследований, игр, учебных виртуальных экскурсий, учебных проектов.  Основной формой общения учителя и учащихся друг с другом является учебный диалог.

Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

 

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

 • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

 • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

 • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

       Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные

• использование  различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег,  доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

 • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

 • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет - калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

 • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные

 • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики  семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

 • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями:  потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды  вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, • понимание основных принципов экономической жизни общества:  представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

 • расширение кругозора в области экономической жизни области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения учебного курса:

- правильно использовать  финансовые термины (деньги; виды денег; доходы семьи; расходы семьи; потребности; благо; семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения; долги);

- объяснять, что функция денег – средство обмена, а не благо;

- понимать, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда;

 - производить безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал;

- характеризовать виды и функции денег;

- называть основные источники доходов и направлений расходов семьи;

- рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; рассчитывать дефицит семейного бюджета;

- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения; - различать виды денег; денежных поступлений;

- рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

 - находить возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

- проводить элементарные финансовые расчёты;

- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

- называть ситуации, при которых выплачиваются социальные пособия, приводить примеры пособий;

- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

Содержание

Формы организации/контроля

Виды деятельности

1.

Деньги. Виды денег: наличные, безналичные.

Беседа, практикум, решение задач. Интеллектуальное соревнование. Задачи с элементарными денежными расчётами.

Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу

Познавательная  деятельность.

2.

Доходы и расходы семьи.

Виды источников денежных поступлений в семье.

Общее обсуждение; самостоятельная практическая работа; игровая деятельность.

Проблемный семинар. Кейсы по экономике семьи; игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; построение графиков и диаграмм; мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе

Считать общую сумму. Различать виды денежных поступлений и  доходов. Общее обсуждение; кейс

Познавательная  деятельность.

 

 

 

Игровая деятельность

3.

Финансовые риски. Расходы семьи; потребности, благо.

 

Беседа. Практическое занятие.

Групповая поисковая работа. Общее обсуждение; групповая поисковая работа;

Игровая деятельность

4.

 

Семейный бюджет; дефицит семейного бюджета; сбережения, долги.

 

 

Общее обсуждение; самостоятельная практическая работа; игровая деятельность.

Семинар.

Составлять семейный бюджет; рассчитывать дефицит семейного бюджета.   Решение задач по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений.

 

Познавательная  деятельность.

Игровая деятельность.

5

Взаимодействие с государством, финансовыми организациями.

Поиск информации в Интернете, анализ и сравнительная характеристика государственных и финансовых организаций.

Общее обсуждение; самостоятельная практическая работа; игровая деятельность.

 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности   в том числе,  с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

 

Наименование раздела

Модуль рабочей программы воспитания «Курсы внеурочной деятельности»

Кол-во часов

1.

Введение в курс «Финансовая грамотность»

  Урок - дискуссия «От чего зависит благосостояние семьи ».

7

Проектная деятельность «Учимся оценивать финансовое поведение  людей». 

Урок – решения задач «Потребности человека».

2.

Доходы и расходы семьи.

Урок – экскурсия  «  Деньги: что это такое».

14

 

Урок – проектная деятельность  «Деньги».

Урок - практикум «Учимся считать семейные доходы».

Урок - мини-проекты «Доходы семьи».

Урок - мини-проекты «Расходы семьи».

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Занятие-игра.

Урок - презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

3.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Ролевая игра «Страхование». Занятие-игра.

13

 

Урок – учебная экскурсия «Как работает страховая компания». 

 

 

Урок - презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Выставка портфолио.

 

 

Урок – решение задач « Налогообложение граждан».

 

 

Итого:

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 

 

№ урока

 

Кол-во часов

Наименование темы, раздела

Планируемые сроки проведения

(неделя)

Фактическая дата

 

7

1. Введение в курс «Финансовая грамотность»

 

 

1.

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

 

2.

1

 От чего зависит благосостояние семьи.

2

 

3.

1

Учимся оценивать финансовое поведение  людей.

3

 

4.

1

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

4

 

5.

1

Потребности человека.

5

 

6.

1

Практикум. Решение задач.

6

 

7

1

Практикум. Решение задач.

7

 

 

14

2. Доходы и расходы семьи.

 

 

8

1

Деньги: что это такое. Практикум

8

 

9

1

Учебные мини - проекты «Деньги». Защита проекта

9

 

10

1

Из чего складываются доходы семьи. Практикум

10

 

11

1

Учимся считать семейные доходы. Практикум

11

 

12

1

Исследуем доходы семьи. Мини - исследование

12

 

13

1

Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Защита проектов.

13

 

14

1

Как появляются расходы семьи. Практикум

14

 

15

1

Учимся считать семейные расходы. Мини - исследование

15

 

16

1

Исследуем расходы семьи. Практикум

16

 

17

1

Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Защита проекта

17

 

18.

1

Как сформировать семейный бюджет. Практикум

18

 

19.

1

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Занятие-игра

19

 

20.

1

Обобщение результатов изучения модуля. Контроль знаний

20

 

21.

1

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». Выставка портфолио

21

 

 

14

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

 

 

22.

1

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.  Практикум

22

 

23.

1

Что такое страхование и для чего оно необходимо. Практикум

23

 

24.

1

Что и как можно страховать. Практикум

24

 

25.

1

Ролевая игра «Страхование». Занятие-игра

25

 

26.

1

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Мини-исследование

26

 

27.

1

Как определить надёжность страховых компаний. Практикум

27

 

28.

1

Как работает страховая компания.  Учебная экскурсия

28

 

29.

1

Учебные мини-проекты «Страхование». Защита проектов

29

 

30.

1

Обобщение результатов изучения модуля.  Контроль знаний

30

 

31.

1

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Выставка портфолио

31

 

32.

1

Финансы государства.

32

 

33.

1

Налогообложение граждан.

33

 

34.

1

Практикум. Решение задач.

34

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Лавренова Е.Б. Концептуальные подходы к формированию культуры грамотного финансового поведения обучающихся. //Отечественная и зарубежная педагогика.- 2017г.- №2.

 2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9классы-М.: ВАКО,2018

3. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

4. Учебное пособие «Основы финансовой грамотности и методы её преподавания».- Москва - Ростов -на -Дону, 2018.

5. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru

6. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru

7. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Интернет ресурсы

 вашифинасы.рф.

  (http://edu.pacc.ru/finedu/?lang=ru)       (https://casegame.ru/fingram).