Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алгашинская средняя
общеобразовательная школа»
Шумерлинского муниципального
округа Чувашской Республики
РАСМОТРЕНА
на
заседании педагогического
совета Протокол №1
«31» 08 2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ОДНКНР»
для 5 класса основного общего
образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Орлова Любовь
Ивановна
учитель истории, обществознания
и географии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее —
ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии
с: требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается
преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный
характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских
духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического
наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской
Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского
общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от
2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию
как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ
будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники
получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить
в истории российского общества существенные связи с традиционной
духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена
семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой
на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить,
что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания
и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на
формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности
обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию
макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи
и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании
означает важность культурологического, а не конфессионального подхода,
отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании
данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной
терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным
потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных
предметов.
Принцип формирования гражданского
самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного
общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной
идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и
выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в
них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих
культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно,
способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в
истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной
культуры народов России" изучается в 5 классе. Всего часов по учебному
плану: 17. Общая недельная нагрузка обучения составляет 0,5 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской
культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и
культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев,
С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и
носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру
зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть
культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами
полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели
разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках
Отечества.
В труде – красота
человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде
и трудолюбии.
Люди труда. Примеры
самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение
к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении
природных объектов. Заповедники на карте России, Среднего Урала.
Семья – хранитель духовных
ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных
религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие
материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства
на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование
в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря.
Культура
ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и
культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.
Еврейский календарь.
Культурные традиции
буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов.
Буддийские монастыри. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства
о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина
исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями.
Хранить память
предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности
из российской истории. Известные меценаты России и Среднего Урала.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой
духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества
человека.
Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура».
Контрольная работа «Религия
и культура».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое
воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий,
духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское
воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию.
3. Ценности
познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное
воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и +ответственного отношения к собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом
назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные
универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные
действия включают:
— умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-
символические / моделирование);
— смысловое
чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные
универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные
действия включают:
— умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество);
— умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные
универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные
действия включают:
— умение
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности (целеполагание);
— умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
— умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса
включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
«Россия — наш
общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об
угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере
и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать
необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Истоки родной культуры
— Иметь
сформированное представление о понятие «культура»;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины.
Духовная культура
— Иметь
представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
— понимать смысл и
взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
— знать, что такое
знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они
связаны.
Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их
картины мира.
Многообразие культур
России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической
специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного
общества.
Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом
культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его
взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в
соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как
«счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и
уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со
стороны государства.
Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и
«Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и
истории народа, государства, человечества.
Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность
как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего
народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием
семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с
использованием различного иллюстративного материала.
Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических
функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с
социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о
закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений
в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию
духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в
жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание
идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре
народов России для обоснования её территориального, политического и
экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды,
формы контроля |
Электронные (цифровые) Образовательные ресурсы |
|||||||
Раздел 1. В мире культуры (2 часа) |
|
|
|||||||||||
1. |
Величие многонациональной российской культуры. |
1 |
|
Диалог, беседа, презентация.
Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта»,
«Справедливость» |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов |
|||||||
2. |
Человек-творец и носитель культуры. |
1 |
|
Чтение текста, конструирование
схем, диалог, беседа, работа в парах.
Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса
народов России |
Устный опрос; |
http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека |
|||||||
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
(7 часов) |
|
||||||||||||
3. |
«Береги
землю родимую, как мать любимую» |
1 |
|
Объяснение, комментированное чтение
текста, работа в парах |
Устный опрос; |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1 -
Коллекция: мировая художественная
культура |
|||||||
4. |
Жизнь
ратными подвигами полна. |
1 |
|
Комментирование чтение текста,
беседа |
Практическая работа; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
5. |
В труде -
красота человека |
1 |
|
Работа в парах, чтение и анализ
текста. Объяснить значение пословиц |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
6. |
«Плод
добрых трудов славен» |
1 |
|
Диалог, беседа Подобрать пословицы
и поговорки народов России о труде. |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
7. |
Люди
труда. |
1 |
|
Комментированное чтение, беседа |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
8. |
Бережное
отношение к природе. |
1 |
|
Работа в группах, комментированное
чтение |
Практическая
работа; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
9. |
Семья-хранитель
духовных ценностей. |
1 |
|
Диалог, работа в парах, беседа.
Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах
человека; |
Практическая
работа; Письменный
контроль; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
Раздел 3. Религия и культура (5 часов) |
|
|
|||||||||||
10. |
Роль
религии в развитии культуры. |
1 |
|
Беседа, анализ. Вспомнить
произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности |
Устный опрос; Практическая работа; |
- Коллекция: мировая художественная
культура |
|
||||||
11. |
Культурное
наследие христианской Руси. |
1 |
|
Комментированное чтение текста,
беседа. Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе |
Устный опрос; Практическая работа; |
– православный медиа-портал |
|
||||||
12. |
Культура
ислама. |
1 |
|
Диалог, просмотр видеофильма |
Письменный
контроль; |
– сайт центра исламских
исследований – сайт об исламской культуре |
|
||||||
13. |
Иудаизм и
культура. |
1 |
|
Игра-экскурсия, работа с картой |
Устный опрос; Практическая работа; |
Российская электронная школа
(resh.edu.ru) http: // www.istorya.ru- История стран и
цивилизаций |
|
||||||
14. |
Культурные
традиции буддизма. |
1 |
|
Работа с картой, беседа, анализ |
Письменный контроль; |
http: // www.istorya.ru- История стран и
цивилизаций |
|
||||||
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа) |
|
|
|
||||||||||
15. |
Забота государства о сохранении духовных ценностей. |
1 |
|
Комментированное чтение, беседа
Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области |
Устный опрос; Практическая работа; |
- Коллекция: мировая
художественная культура |
|||||||
16. |
Хранить память предков |
1 |
|
Диалог,
анализ, комментированное чтение |
Устный опрос;
Практическая работа; |
-
Коллекция: мировая художественная
культура |
|||||||
Раздел 5. Твой духовный мир (1 час) |
|
|
|
||||||||||
17 |
Твой духовный мир. |
1 |
|
Работа в группах, диалог. Проектная и исследовательская
деятельность |
Устный опрос;
Практическая работа; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
|||||||
ПОУРОЧНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема Дата урока |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды деятельности |
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы |
Д/З |
|
Раздел 1. В мире культуры (2 часа) |
|
||||||
1. |
Величие многонациональной российской культуры. |
1 |
02.09.22 |
Диалог, беседа, презентация.
Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта»,
«Справедливость» |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.7-11 Задание
с.17 - |
|
2. |
Человек-творец и носитель культуры. |
1 |
09.09.22 |
Чтение текста, конструирование
схем, диалог, беседа, работа в парах.
Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса
народов России |
С.12-17 Задание
с.23 - |
|
|
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
(7 часов) |
|
||||||
3. |
«Береги
землю родимую, как мать любимую» |
1 |
16.09.22 |
Объяснение, комментированное
чтение текста, работа в парах |
-
Коллекция: мировая художественная
культура |
С.19-24 Темы
проектов с.35 |
|
4. |
Жизнь
ратными подвигами полна. |
1 |
23.09.22 |
Комментирование чтение текста,
беседа |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.25-35 Ответить на вопросы с.35 |
|
5. |
В труде -
красота человека |
1 |
30.09.22 |
Работа в парах, чтение и анализ
текста. Объяснить значение пословиц |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.36-40 Задание с.40 - |
|
6. |
«Плод
добрых трудов славен» |
1 |
07.10.22 |
Диалог, беседа. Подобрать
пословицы и поговорки народов России о труде. |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.41-42 |
|
7. |
Люди
труда. |
1 |
14.10.22 |
Комментированное чтение, беседа |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.43-48 Готовить проекты с.48 |
|
8. |
Бережное
отношение к природе. |
1 |
21.10.22 |
Работа в группах, комментированное
чтение |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.49-55 Ответить на вопрос с.51, с.55 |
|
9. |
Семья-хранитель
духовных ценностей. |
1 |
28.10.22 |
Диалог, работа в парах, беседа.
Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах
человека; |
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образовательных ресурсов |
С.56-82 Задание с.68 - Задание с.73, 81 |
|
Раздел 3. Религия и культура (5 часов) |
|
||||||
10. |
Роль
религии в развитии культуры. |
1 |
11.11.22 |
Беседа, анализ. Вспомнить произведения
о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности |
- Коллекция: мировая
художественная культура |
С.84 Задание с.73 - |
|
11. |
Культурное
наследие христианской Руси. |
1 |
18.11.22 |
Комментированное чтение текста,
беседа. Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе |
– православный медиа-портал |
С.85-98 Задание с.98 - |
|
12. |
Культура
ислама. |
1 |
25.11.22 |
Диалог, просмотр видеофильма |
– сайт центра исламских
исследований – сайт об исламской культуре |
С.99-108 |
|
13. |
Иудаизм и
культура. |
1 |
09.12.22 |
Игра-экскурсия, работа с картой |
http: // www.istorya.ru- История стран и
цивилизаций |
С.109-119 |
|
14. |
Культурные
традиции буддизма. |
1 |
16.12.22 |
Работа с картой, беседа, анализ |
http:
// www.istorya.ru-
История стран и
цивилизаций |
С.120-128 |
|
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа) |
|
|
|||||
15. |
Забота государства о сохранении духовных ценностей. |
1 |
19.12.22 |
Комментированное чтение, беседа
Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области |
- Коллекция: мировая
художественная культура |
С.129-135 Задание с.135 - |
|
16. |
Хранить память предков |
1 |
23.12.22 |
Диалог,
анализ, комментированное чтение |
-
Коллекция: мировая художественная
культура |
С.136-141 Подготовить ответы на вопросы с.141 |
|
Раздел 5. Твой духовный мир (1 час) |
|
|
|||||
17 |
Твой духовный мир. |
1 |
28.12.22 |
Работа в группах, диалог. Проектная и исследовательская
деятельность |
https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых
образова |