Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алгашинская средняя
общеобразовательная школа»
Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики
РАССМОТРЕНА на
заседании педагогического
совета Протокол №
1 От«30»августа2022г
_______г. |
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы № 126-ОД от « 30» августа 2022г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (чувашский) язык»
для обучающихся 5-9 классов
( базовый
уровень)
Срок реализации – 5 лет
Составитель: Филиппова Е. П.
учитель чувашского языка и литературы
МБОУ «Алгашинская СОШ»
Чувашский язык – национальный язык
чувашского народа. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами
чувашский язык в Чувашской Республике наравне с русским языком является
государственным языком Чувашской Республики и изучается во всех образовательных
организациях Чувашской Республики.
образовательная программа учебного предмета
«Родной (чувашский) язык» предназначена для 5класса основного
общего образования.
Программа составлена на основе
следующих нормативных правовых документов:
-
Конституция Российской Федерации (статья
26);
-
Федеральный
закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи
5, 8, 12, 14);
- Федеральный закон от 25.10.1991
г. № 1807-1 (ред. от 12.03.2014 г.)
«О языках
народов Российской Федерации» (статьи 2, 6, 9, 10);
-
Конституция Чувашской Республики (статьи
8, 23);
-
Закон
Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республике» от 30.07.2013 г. № 50 (с изменениями на 21.12.2018 г.) (статья 5);
-
Закон
Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» от 25.11.2003 г. № 36
(статьи 2, 3, 7);
-
рабочая
программа по родному (чувашскому) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021
г., № 64101 в
ред. Приказа Минпросвещения России
от 18.07.2022 г.
-
Примерной
программы по чувашскому языку для 5 – 9 классов русскоязычных школ (авторы
программы Г.В. Абрамова, Н.А. Краснова, О.И. Печников, Е. А. Мулюкова, Р.И.
Гурьева). Рабочая
программа ориентирована на учебник: Чувашский язык. 5 класс. Учебное пособие для
русской школы ( Г.В. Абрамова, Н.А. Краснова, С.А.Разумова). – г. Чебоксары,
«Чувашское книжное издательство»,2014;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы обеспечивает достижение
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования в части требований, заданных Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования к предметной области
«Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение и
поддержку курса чувашского языка, входящего в предметную область «Родной
(чувашский )язык и литература». Цели курса родного (чувашского)языка в рамках
образовательной области «Родной(чувашский) язык и родная(чувашская )
литература» имеют специфику, обусловленную дополни тельным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования чувашского языка в
разных регионах Российской Федерации.
Курс «Родной язык (чувашский)» направлен на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной
язык ( чувашский )» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки
(не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины,
не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Чувашский язык».
В содержании курса «Родной язык (чувашский)»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (чувашский)
ЯЗЫК »
Целями изучения родного языка (чувашского) по
программам основного общего образования являются:
-воспитание
гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о
родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а
через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популя- ризации родного языка; воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение куль- турой межнационального
общения;
-расширение знаний о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде
всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о
таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных
сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о
национальных особенностях русского речевого этикета;
-
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
совершенствование
познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
-
совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной
грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных фор- матов
(сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
- развитие
проектного и исследовательского мышления, при- обретение практического
опыта исследовательской работы по родному языку (русскому),
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (чувашский)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родной
язык (чувашский)» входит в предметную область
«Родной(чувашский) язык и родная(чувашская)
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (чувашский)», представленное в
Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной
образовательной программе основного общего образования и рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 140 часов: 5 класс — 68 часов, 6 класс —18 часов, 7
класс —
18 часов, 8 класс
— 18 часов, 9 класс —18 часов.
Содержание учебного предмета, курса
Структура программы отражает основную направленность учебного предмета «Родной язык (чувашский)» на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.
Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание,
рассуждение. Диалоги разного характера (этикетного, побуждение к действию, обмен
мнениями, расспрос, сочетание разных видов
диалога).
Речевая деятельность.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение,
чтение, письмо).
Аудирование. Аудирование при непосредственном общении. Аудирование при опосредованном общении (на основе аудиотекста). Приемы, повышающие эффективность слушания
монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета.
Говорение. Монологическая и диалогическая речь. Коммуникативные цели говорящего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой и
условиями общения.
Письмо. Передача содержания прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Создание собственных письменных высказываний и текстов на различные темы. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой,
функциональным стилем, жанром.
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки и свойства текста: целостность, связность, завершенность, делимость. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема, основная мысль текста. Различные функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста (его темы, основной мысли).
Культура речи. Понятие о культуре речи,
ее основные составляющие. Содержание развития
речи
Тăван шкул (Родная школа)
День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность. Ценностные знания
и опыт, приобретенные в рамках учебного процесса. Школьная библиотека. Книга – источник знаний. Внеурочные занятия.
Эпĕ тата манăн çемье (Я и моя семья)
Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, род занятий, успехи, увлечения. Связь поколений.
Забота о младших, помощь старшим. Родной очаг. Семейные традиции. Радушие и гостеприимство. Семейные праздники. Подарки. Поздравления. Домашние дела. Выходной день.
Мой дом. Наша квартира. Моя комната. Домашние животные.
Тус-юлташпа тантăшсем (Мои друзья и ровесники)
Взаимоотношения с друзьями. Лучший друг / подруга. Успехи в учебе, спорте, других сферах деятельности. Совместные занятия. Письмо другу. Поздравительное письмо.
Пушă вăхăтра (На досуге)
Любимые игры. Чувашские народные игры. Любимое занятие (хобби). Посещение кружков и секций. Мои путешествия. Чтение – любимое занятие. Любимые писатели,
книги,
газеты и журналы. В театре и кино. Любимые артисты и актеры, композиторы и
художники. Любимые музыка, фильм, спектакль, передача. В музейных залах. В парке.
Занятия спортом.
Профессисен тĕнчи
(Мир профессий)Профессии и специальности. Профессии родных и знакомых. Выбор профессии.
Мастера прикладного искусства. Современные достижения науки и практики.
Этем тата çут
çанталăк (Человек и природа)
Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Вопросы экологии: забота о чистоте окружающей природы,
экономия и охрана природных богатств.
Реки и озера, поля и леса Чувашской Республики. Растительный мир Чувашской Республики. Животный мир республики. Животные и растения, занесенные в Красную книгу. Забота о здоровье и его укрепление.
Кăмăл-сипет урокĕсем (Мораль и этика в поведении
человека)
Культура межличностных отношений. Нравственные ценности разных народов.
Духовно-нравственные ценности современного общества.
Чăваш ен – манăн тăван çĕр-шыв (Чувашия – моя малая Родина) Государственная символика Чувашской Республики. Географическое положение,
административное деление республики: города и районы, поселки, села и деревни. Чебоксары – столица Чувашской Республики. Достопримечательности малой Родины.
Мой город, моя деревня. День города. День деревни.
Население Чувашской Республики. История и современность чувашского народа.
Чувашский язык – родной язык чувашского народа. Литература, искусство, спорт в Чувашии. Развитие средств массовой информации. Известные люди чувашской земли. Обычаи и традиции
чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты.
Тăван çĕр-шывăм (Моя Родина)
Государственная структура Российской Федерации. Государственная символика Российской Федерации.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Москва – столица России. Крупные города России, достопримечательности. Россия – многонациональное государство. Дружба народов. Культура разных народов России.
Географическое расположение
России. Климат. Чувашская диаспора. Соседи Чувашской Республики. Исторические события. Великая Отечественная война. Великая Победа. Светлая память.
Содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции
Графика, орфография, пунктуация
Состав чувашского алфавита. Соотношение буквы и звука. Прописные и строчные буквы.
Разделы орфографии. Основные орфографические принципы в чувашском языке. Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание
слов. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Использование
орфографических словарей.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитировании.
Использование
орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографической и пунктуационной компетентности обучающихся.
Фонетика и орфоэпия
Правильное произношение звуков [ă,
ĕ, ӳ, ç]. Система гласных звуков чувашского языка.
Закон сингармонизма, его виды. Причины нарушения гармонии гласных в чувашском языке.
Классификация согласных звуков. Сонорные и шумные согласные звуки.
Заимствованные
из русского языка согласные звуки [б], [г], [д], [ж], [з], [ф], [ц], [щ]. Озвончение шумных согласных. Твердые и мягкие согласные.
Слог и ударение. Ударение в чувашском языке. Ударение в собственных изаимствованных словах чувашского языка. Понятие об
интонации.
Нормы чувашского литературного языка. Понятие о нормах орфоэпии.
Использование орфоэпического словаря и другой справочной литературы при развитии орфоэпических навыков обучающихся.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица
языка. Лексическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы, антонимы и омонимы.
Исконно чувашские и заимствованные слова. Активная и пассивная лексика.
Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологизмы.
Использование
толковых, фразеологических, русско-чувашских, чувашско-русских словарей, словарей синонимов и омонимов.
Морфемика и словообразование
Корень и основа слова. Аффиксы: словообразующие и словоизменительные.
Основные различия в строении слов в чувашском и русском языках.
Основные способы образования слов в чувашском языке. Образование слов при помощи аффиксов. Однокоренные слова.
Парные, повторяющиеся и сложные слова.
Основные различия в строении слов
в чувашском и русском языках. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в
чувашском языке.
Самостоятельные и служебные части речи. Их семантические, морфологические и
синтаксические особенности.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ слова.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Число и падеж существительных. Формы принадлежности имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Морфологический разбор
имен прилагательных.
Имя числительное. Значение и употребление в речи. Разряды числительных в чувашском языке: количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные. Полные и краткие количественные числительные. Сочетания кратких
количественных числительных и существительных.
Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные местоимения. Падеж и число местоимений.
Морфологический разбор местоимения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Начальная форма глагола. Наклонения глаголов. Лицо, число, время глагола. Утвердительная и отрицательная формы глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен. Неспрягаемые формы глагола: причастие, деепричастие, инфинитив. Морфологический разбор глагола.
Наречие. Значение и употребление в речи. Наречия времени. Наречие места.
Подражательные слова. Значение и употребление в речи.
Служебные части речи. Союзы. Частицы. Послелоги. Междометие.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные видысловосочетаний,
типы связи главного и зависимого слова в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными
членами. Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные
и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения. Виды сложных предложений: бессоюзные,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений по структуре. Прямая и косвенная речь.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура. Отражение в чувашском языке культуры и истории чувашского
народа, его место и связь с другими народами, живущими в России. Нормы и
особенности чувашской разговорной речи. Речевой этикет. Выявление национально-культурных единиц чувашского языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значений посредством
лингвистических словарей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения предмета «Родной (чувашский) язык» на уровне основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- этническая и общероссийская гражданская идентичность, осознание себя
гражданином
многонационального российского государства;
- ценностное отношение
к истории, языку, культуре чувашского народа;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к духовным ценностям народов России;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
- сформированность ответственного отношения к обучению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору профессии на основе формирования уважительного отношения к труду;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;
- осознание значения семейных ценностей, формирование и развитие
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Метапредметные результаты включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение обучающимися основами
читательской компетенции,
приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на уроках чувашского языка будет продолжена работа по формированию межпредметных понятий. Обучающиеся усовершенствуют приобретенные на начальном уровне навыки работы с информацией. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и второстепенную информацию; представлять информацию в сжатойсловесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы,
схемы, диаграммы,
тексты.
В ходе изучения предмета «Родной (чувашский) язык» обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые учебные и познавательные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по
аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- совершенствование навыков смыслового чтения;
- развитие мотивации
к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать свое мнение;
- умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
Основными предметными результатами изучения предмета «Родной язык (чувашский)» являются формирование умений в говорении, слушании, чтении и письме, а также приобретение обучающимися знаний о фонетике, лексике и грамматике чувашского языка.
Выпускник научится:
- использовать в речи коммуникативно-эстетические возможности родного(чувашского) языка;
- систематизировать научные знания о чувашском языке;
- выполнять различные виды анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического; синтаксического анализа словосочетания
и предложения;
- обогащать активный словарный
запас, расширять объем используемых в речи
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном (чувашском)
языке адекватно ситуации и стилю общения;
- владеть основными нормами литературного чувашского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами чувашского речевого этикета, приобретать опыт их использования в
устной и письменной
речевой практике.
В совершенствовании видов речевой деятельности (аудирования,
говорения,
чтения
и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения,
предусматриваются следующие результаты:
Аудирование Выпускник научится:
- понимать коммуникативную
цель
говорящего;
- воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих
незнакомые слова и словосочетания.
Выпускник
получит возможность научиться:
- полностью воспринимать и понимать на слух речь на чувашском языке.
Говорение
Выпускник научится:
- вести разговор с собеседником, задавая вопросы и отвечая на них, соглашаясь или не соглашаясь с собеседником;
- начинать, продолжать и завершать разговор;
- соблюдать в речи основные нормы чувашского литературного языка, нормы чувашского речевого этикета;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- составлять несложные монологические тексты на изученные темы в форме
повествования, описания и рассуждения;
- составлять собственный текст по аналогии;
- кратко рассказывать о своей проектной
работе. Выпускник получит возможность научиться:
- брать интервью и давать интервью;
- составлять тексты в форме повествования, описания и рассуждения;
- пересказывать подробно содержание прочитанных текстов.
Чтение
Выпускник научится:
- читать вслух и про себя и находить
в тексте нужную
информацию; - определять значение незнакомых слов
по
контексту и по словарю;
- самостоятельно определять тему, главную мысль прочитанного текста;
- формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в прочитанном тексте.
Выпускник
получит возможность научиться:
- самостоятельно читать тексты на чувашском языке и находить в них
нужную информацию.
Письмо
Выпускник научится:
- правильно писать на чувашском языке с учетом изученных правил;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме;
- создавать собственные письменные высказывания и
тексты. Выпускник
получит возможность научиться:
- писать сочинения.
В овладении языковыми средствами и формировании навыков оперирования ими предусматриваются следующие результаты:
Графика, орфография,
пунктуация
Выпускник научится:
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы чувашского алфавита;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- писать правильно в рамках изученных орфографических и пунктуационных правил слова, словосочетания и предложения;
- пользоваться чувашским алфавитом;
- пользоваться лингвистическими словарями. Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать важность сохранения в письменной речи орфографических и пунктуационных норм;
- находить нужную информацию в лингвистических словарях, в том числе
мультимедийных, и грамотно использовать ее в письме.
Фонетика и орфоэпия Выпускник научится:
- правильно произносить в словах все гласные и согласные звуки с учетом основных фонетических законов чувашского языка;
- выполнять фонетический разбор слова;
- произносить
слова с правильной постановкой ударения;
- правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;
- пользоваться орфоэпическим
словарем.
Выпускник получит возможность научиться:
- выразительно читать тексты из прозы и поэзии.
Лексика и фразеология
Выпускник научится:
- объединять слова в
тематические группы;
- находить и подбирать синонимы
и антонимы, находить омонимы; - использовать в речи многозначные слова;
- распознавать фразеологические обороты, употреблять их в речи;
- наблюдать за использованием переносных значений слов в речи и письменных текстах;
- распознавать исконно чувашские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Выпускник
получит возможность научиться:
- оценить свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах;
- находить в различных лексических словарях (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов) и мультимедийных средствах
необходимую информацию.
Морфемика и словообразование Выпускник научится:
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
- находить
однокоренные слова;
- различать парные, повторяющиеся и сложные слова;
- выполнять морфемный и словообразовательный анализы слова;
- пользоваться основными способами словообразования в чувашском языке.
Выпускник
получит возможность научиться:
- осознавать особенности словообразования в чувашском языке по сравнению с
русским языком.
Морфология
Выпускник научится:
- различать части речи чувашского языка: самостоятельные и служебные; - выполнять морфологический анализ слова;
- определять и использовать в речи различные формы частей речи в рамках норм современного чувашского литературного языка;
- применять знания и умения по морфологии в практике
письма. Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных
текстах, знать морфологические формы, используемые в научном
и деловом стилях;
- находить нужную информацию по морфологии в различных лингвистических
словарях и мультимедийных средствах.
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение); - находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения; - опознавать простые и сложные предложения;
- выполнять синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- составлять различные виды словосочетаний,
простых и сложных предложений; - различать прямую
и косвенную речь;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков
препинания в предложении.
Выпускник
получит возможность научиться:
- опознавать синтаксические средства
в публицистических и художественных
текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
- выполнять функционально-стилистический анализ синтаксических
конструкций.
Планируемые предметные результаты к концу 5 класса
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
- понимать в целом речь учителя и одноклассников;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и
чтении;- вербально или невербально реагировать
на услышанное; - поздравлять,
выражать пожелания и реагировать на них;
- высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы
речи (описание,
повествование, рассуждение), с опорой на текст.
- читать про себя и находить
в тексте нужную
информацию;
- определять значение незнакомых слов
по
контексту и по словарю;
- делать выписки из текста с целью их использования в собственных
высказываниях;
- писать правильно в рамках изученных орфографических правил;
- объединять слова в тематические группы;
- опознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться
ими в собственной
речи;
- использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова; - распознавать фразеологические обороты, пользоваться ими в речи;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
- выполнять фонетический,
морфемный разборы слова;
- пользоваться основными способами словообразования в чувашском языке;
- пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический,
орфографический,
синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);
- пользоваться в речи правилами чувашского речевого этикета.
Планируемые предметные результаты к концу 6 класса
Обучающийся научится:
- понимать коммуникативную цель говорящего;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках
программы 6 класса;
- сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;
- выражать свое мнение/отношение;
- переходить с позиции
спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
- высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с опорой на ключевые слова,
вопросы,
план;
- зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов;
- писать на родном (чувашском)
языке с учетом изученных правил; - создавать небольшие тексты в
соответствии с изученной темой;
- различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение) чувашского языка;
- выполнять морфологический анализ существительного и прилагательного; - применять знания и умения по морфологии в практике
письма;
- определять падежные формы существительных и употреблять в речи; - употреблять в
речи формы
принадлежности имен существительных;
- распознавать и употреблять в речи имена существительные, употребляемые в
речи в роли послелогов;
- образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их в речи;
- распознавать числительное как
часть речи по вопросу и общему значению;
- распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые,
разделительные, собирательные, дробные);
- согласовывать
в речи и на письме числительные с существительными;
- распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные,
неопределенные местоимения;
- изменять
местоимения по падежам и числам;
- употреблять в
речи падежные формы
местоимений;
- осознавать сходство и различие в речевом этикете чувашского и русского народов.
Планируемые предметные результаты к концу 7 класса
Обучающийся научится:
- понимать содержание аутентичных текстов в
рамках программы 7 класса;
- выборочно понимать необходимую информацию
в сообщениях;
- давать советы, принимать/не принимать советы собеседника;
- приглашать к действию/взаимодействию, соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объяснять
причину своего решения;
- высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение),
с опорой на вербальную ситуацию или зрительную наглядность;
- читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с
полным
пониманием содержания
(изучающее чтение);
- писать с опорой на образец личное письмо, выражать пожелания;
- образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия;
- образовывать и употреблять в речи глаголы повелительного, сослагательного и уступительного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;
- различать и использовать в речи неспрягаемые формы глаголов: причастие, деепричастие, инфинитив;
- образовывать и употреблять в речи двучленные глагольные сочетания; - проводить морфологический разбор глагола;
- распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;
- распознавать и правильно употреблять в речи подражательные слова,
послелоги;
- осознавать особенности послелогов и служебных имен в чувашском языке по сравнению
с предлогами в русском языке;
- распознавать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в
предложениях с
союзами;
- осознавать особенности союзов в чувашском языке по сравнению с русским языком;
- распознавать частицы, междометия и использовать их в устной и письменной речи;
- распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления чувашского народа.
Планируемые предметные результаты к концу 8 класса
Обучающийся научится:
- понимать основное содержание аутентичных текстов в рамках программы 8
класса;
- прогнозировать содержание устного текста по началу; - выражать согласие/несогласие с мнением собеседника;
- выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (сомнение, восхищение, удивление, радость, огорчение и др.);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
- анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании;
- различать интонационные и смысловые особенности повествовательных,
побудительных, вопросительных предложений;
- находить грамматическую основу предложения, распознавать главные и второстепенные члены
предложения;
- составлять предложения с однородными и обособленными членами;
- составлять предложения односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные,
полные и неполные, утвердительные и отрицательные;
- использовать в речи вводные слова;
- выполнять синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
- находить слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления чувашского народа в описаниях праздников, обычаев,
традиций чувашского народа.
Планируемые предметные результаты к концу 9 класса
Выпускник научится:
- владеть всеми
видами речевой деятельности на чувашском языке;
- соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы чувашского литературного языка;
- проводить фонетический, морфемный, морфологический анализы слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение)
и диалога (побуждение
к действию, обмен мнениями, этикетного характера, расспрос,
комбинированный);
- излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать нормы чувашского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;
- находить грамматическую основу предложения, различать предложения
простые и сложные;
- определять виды сложного предложения;
- понимать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений
в чувашском языке, проводить
синтаксический анализ;
- выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку
знаков
препинания;
- употреблять в устной и письменной речи сложные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;
- выявлять единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять
их значение с помощью словарей;
- распознавать безэквивалентные слова;
- вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на формирование лингвистической и культурологической компетенций
5 класс (68ч)
Тематическое планирование рассчитано на изучение предмета «Родной (чувашский) язык» в течение 35 недель (2 ч в неделю)
Тема , раздел курса |
Программное содержание |
Воспитательный потенциал |
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) |
Знакомство (3ч) |
День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность.
Ценностные знания и
опыт, приобретенные
в рамках учебного
процесса. Школьная
библиотека.
Книга
– источник
знаний. Внеурочные занятия
|
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности (все формы урока); |
кала-ха. рф |
Наша семья(3 ч) Пирĕн çемье. |
Пирĕн çемье. Знакомство с членами семьи: их имена, возраст, род занятий, успехи, увлечения. Кукаçипе кукамай. Связь поколений. Забота о младших, помощь старшим. Родной очаг. Семейные традиции. Радушие и гостеприимство. Семейные |
|
кала-ха. рф |
Мое любимое животное(2ч) |
Животный мир
республики. Животные и растения, занесенные в Красную книгу
|
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации (правовые уроки и акции); |
кала-ха. рф |
Мое хобби (2ч) |
Любимые игры. Чувашские народные игры. Любимое занятие (хобби) |
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; |
кала-ха. рф |
Осень(5ч) |
Описание погоды. Времена года. Любимое время года. Вопросы
экологии: забота о
чистоте
окружающей природы, экономия и охрана
природных богатств |
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми (тематические уроки, посвященные историческим |
кала-ха. рф |
Наша школа(3ч) |
День Знаний. Школа. Класс. Распорядок дня в школе. Учебная деятельность.
Ценностные знания и
опыт, приобретенные
в рамках учебного
процесса. Школьная
библиотека.
Книга
– источник
знаний. Внеурочные занятия. |
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
кала-ха. рф |
На уроках(4ч) |
На уроке английского языка. На уроке чувашского языка. На уроках окружающего мира и русского языка. |
включение
в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока
|
кала-ха. рф |
После уроков (3ч) |
После уроков. Мы дежурные. В школьной библиотеке. |
|
кала-ха. рф |
Зима(8ч) |
Описание погоды. Времена года. Любимое время года |
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога; групповой
работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе и
взаимодействию
с другими детьми
(тематические
уроки, посвященные историческим датам
и событиям); |
кала-ха. рф |
Родина(7ч) |
Государственная символика Чувашской
Республики. Географическое положение,
административное деление республики: города и районы, поселки, села и
деревни. Чебоксары – столица
Чувашской
Республики. Достопримечательнос ти малой Родины.
Мой город,
моя деревня.
День города.
День деревни. Население Чувашской
Республики. История и современность чувашского народа. Чувашский язык – родной язык
чувашского народа. Литература, искусство, спорт в Чувашии.
Развитие средств массовой информации.
Известные
люди чувашской земли.
Обычаи и традиции
чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская
национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты.
|
|
кала-ха. рф |
Наша квартира (3ч) |
Мой дом. Наша
квартира. Моя комната |
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
кала-ха. рф |
Праздники (2ч) |
День защитника Отечества. Международный женский день. Масленица. |
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний о нравственных ценностях разных народов, налаживанию культуры межличностных отношений. общества |
кала-ха. рф |
Гордость чувашского народа
(4ч) |
Чăваш поэзийěн бриллианчě. Чăваш чěлхине камсем тěпченě? Известные люди чувашской земли. Обычаи и традиции чувашского народа. Народные праздники. Чувашский национальный костюм. Чувашская национальная кухня. Чувашские музыкальные инструменты. |
|
кала-ха. рф |
Весна (5ч) |
Описание погоды. Времена года. Любимое время года. |
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленнымв работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (урок-проект, урок-исследование). |
кала-ха. рф |
Неделя чувашского языка (3ч) |
История и
современность чувашского народа. Чувашский язык – родной язык чувашского народа. Литература, искусство, спорт в
Чувашии. |
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми (тематические уроки, посвященные историческим датам и событиям); |
кала-ха. рф |
Летом(5ч) |
Описание погоды. Времена года. Любимое время года. |
организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся
над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социальнозначимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; |
кала-ха. рф |
|
|
|
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Предмет Родной язык (чувашский); Класс 6; Уровень базовый;
Количество часов в неделю – 0,5;
Всего за год - 18;
Наименование раздела |
Наименование тем |
Всего часов |
Контрольные работы |
Воспитательный потенциал |
Раздел 1 |
Летние
каникулы |
1 |
|
побуждение
школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации (правовые уроки и акции)
|
1 |
|
|||
Кӱртӗм тӗрӗслев (входной контроль) |
1 |
1 |
||
1 |
|
|||
1 |
|
привлечение
внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения; |
||
1 |
|
|||
1 |
|
|||
1 |
|
|||
1 |
|
|||
Раздел 2 |
1 |
|
использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
|
|
1 |
|
|||
Мой дом |
1 |
|
||
Ибресинский
район. |
1 |
|
||
Комсомольский
район |
1 |
|
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока; |
|
Рассказ Никиты |
1 |
|
||
Любимые цветы |
1 |
|
||
Татарстан |
1 |
|
||
Великобритания.
Повторение и обобщение пройденного. |
1 |
|
||
|
Итого: |
18 |
1 |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Предмет Родной язык (чувашский); Класс 7; Уровень базовый;
Количество часов в неделю – 0,5;
Всего за год - 18;
Наименование
раздела |
Наименование
тем |
Всего
часов |
Контрольные
работы |
Воспитательный потенциал |
Раздел 1 |
1 |
|
привлечение внимания школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения |
|
Тусăн юратнă вăхăчĕ
|
1 |
|
||
Кӱртӗм тӗрӗслев (входной контроль) |
1 |
1 |
||
1 |
|
|||
1 |
|
применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми
(тематические уроки, посвященные историческим датам и событиям); |
||
1 |
|
|||
1 |
|
|||
1 |
|
|||
1 |
|
|||
Раздел 2 |
1 |
|
включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
|
Оксанăпа Анатолий
ятăн вăрттăнлăхĕ |
1 |
|
||
Евгений Матвеев актер. Елизавета
Боярская актриса |
1 |
|
||
Алла Пугачева юрăç |
1 |
|
||
Тĕнчери çичĕ тĕлĕнтермĕш |
1 |
|
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе |
|
Раççей çут çанталăкĕн çичĕ тĕлĕнтермĕшĕ |
1 |
|
||
Космонавтика
кунĕ |
1 |
|
||
Çĕнтерÿ кунĕ |
1 |
|
||
Çулла - хаваслă
вăхăт |
1 |
|
||
|
Итого: |
18 |
1 |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Предмет Родной язык (чувашский); Класс 8; Уровень базовый;
Количество часов в неделю – 0,5;
Всего за год - 18;
Наименование
раздела |
Наименование
тем |
Всего
часов |
Контрольные
работы |
Воспитательный потенциал |
Раздел
1 |
Хаваслă çу кунĕсем |
1 |
|
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданскогоповедения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
|
Сарă çулталăк вăхăчě |
1 |
|
||
Кӳртӗм тӗрӗслев (входной контроль)
|
1 |
1 |
||
Çемье – пурнăç тěрекě |
1 |
|
||
Шкул пурнăçě |
1 |
|
||
Манăн хобби |
1 |
|
инициирование иподдержка
исследовательской
деятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы навык генерирования
и оформления собственных идей, навык |
|
Хěллехи чечексем |
1 |
|
||
Тăван кěтес |
1 |
|
||
К.В. Иванов пултарулăхě |
1 |
|
||
Раздел2 |
Çěнě
çул сăнарěсем |
1 |
|
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения |
Раççей – пирěн Тăван çěршыв. |
1 |
|
||
Адыгея. Ылтăн кăкшăм. Адыгея юмахě |
1 |
|
||
Тăван çěршывăн аслă вăрçи |
1 |
|
||
Юратупа туслăх уявě |
1 |
|
||
Журналист профессийě |
1 |
|
Включение в урок
игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению
Доброжелательной атмосферы во время урока; |
|
Çуркунне çитрě |
1 |
|
||
Çулла мěн тума пулать |
1 |
|
||
Пурнăçа упрама пĕлмелле. |
1 |
|
||
|
Итого: |
18 |
1 |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Предмет Родной язык (чувашский); Класс 9 класс; Уровень
базовый;
Количество часов в неделю
0,5ч;
Всего за год 18ч;
Наименование
раздела |
Наименование
тем |
Всего
часов |
Контрольные
работы |
Воспитательный потенциал |
Раздел
1 |
Кĕркунне.Осень. |
1 |
|
организация шефства мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социальнозначимый опыт сотрудничества и взаимной помощи
|
Аннеçĕм. Мамочка. |
1 |
|
||
Входной
контроль |
1 |
1 |
||
Раççей
çут çанталăкĕ. Природа России. |
1 |
|
||
Тĕлĕнмелле чĕлхесем. Удивительные языки. |
1 |
|
||
Паллă
Ивансем Знаменитые Иваны. |
1 |
|
включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных классе, межличностных отношений в помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время урока; |
|
Уйăх çинчи хĕр. Девушка на луне. |
1 |
|
||
Хĕлле. Зима. |
1 |
|
||
Çĕнĕ
технологисем. Новые
технологии |
1 |
|
||
Раздел
2 |
Авалхи Çĕнĕ çул. Старинный Новый год. |
1 |
|
инициирование и
поддержка исследовательскойдеятельности школьников
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык выступления перед
публичного аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
(урок-проект, урок-исследование) |
Сывлăх. Здоровье. |
1 |
|
||
Кĕмĕл
саслă пике. Барышня с серебряным
голосом |
1 |
|
||
Нумай
штатлă çĕршыв. Страна со многими штатами. |
1 |
|
||
Вĕрентекен.
Учитель. |
1 |
|
||
Тĕлĕнтермĕш
йывăçсем. Удивительные деревья |
1 |
|
применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; которые дают
учащимся дискуссий, возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми (тематические уроки, посвященные историческим датам и
событиям); |
|
Кайăксен кунĕ. День птиц. |
1 |
|
||
Чăвашсен
Раççейри пурнăçĕ. Жизнь чувашского
народа в России. |
1 |
|
||
Иван
Яковлевич Яковлев.. |
1 |
|
||
|
Итого: |
18 |
1 |
|