МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Алгашинская средняя общеобразовательная
школа»
Шумерлинского
муниципального округа Чувашской Республики
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета Протокол № _________ от «30» августа
2023 г. |
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы № _________ от «30» августа 2023 года |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Класс – 6-9
Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю в
каждом классе (всего 34 часа)
Составители: Яковлева В.К.
Садрисламова
В.В.
Орлова Л.И.
Морозова Л.В.
Денисова
Т.А.
Ковтуненко Л.В.
Мальков А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных
программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной
и внеурочной деятельности.
Задачей педагога,
реализующего программу, является
развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- формирование интереса к познанию;
- формирование осознанного отношения
к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и
свободам других;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
- мотивации для участия
в социально-значимой деятельности;
- развитие у школьников общекультурной компетентности;
- развитие умения принимать
осознанные решения и делать выбор;
- осознание своего
места в обществе;
- познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021
№ 64100).
3. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021
№ 64101).
4. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
5. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
6.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
7. Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»»
от 15.08.2022 № 03–1190.
8. Письмо
Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»»
от 15.08.2022 № 03–1190.
9. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 № 74229).
10. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
11. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа
реализуется в работе с обучающимися 6-7, 8–9 классов. В 2023–2024 учебном году
запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым
уроком.
Внеурочные занятия
«Разговоры о важном»
направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной
формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия
позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные
темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
- в выделении в цели программы
ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации
программы внеурочной деятельности, нашедших
свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся,
обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками
деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе
определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое
отмечается в календаре
в текущем году.
Даты календаря
можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в
постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
Например, «День народного
единства», «День защитника
Отечества»,
«Новогодние семейные традиции
разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День
российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы,
искусства. Например, «190-летие со дня рождения
Д. Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня
рождения А. С. Пушкина».
В
программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны
с текущими датами календаря, но являющиеся важными
в воспитании
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О
взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить,
что внеурочные занятия
входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя
из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом
обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
–
историческая
память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
–
историческая память
соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции
прошлых поколений;
–
историческая память
есть культура целого
народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний, и включает
важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость
потомков за жизнь и подвиги
предков.
Осознание этой нравственной ценности
базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства»
рассматривается на известных
исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите
в 1612 г.
2. Преемственность поколений
–
каждое следующее
поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает
его достижения, традиции;
–
семья построена
на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах,
а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема:
«О взаимоотношениях в семье (День
матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с
предыдущими и последующими общей культурой, историей,
средой обитания, языком общения. Каждый человек должен
воспитывать в себе качества,
которые были характерны для наших предков,
людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь
к Родине
–
патриотизм (любовь
к Родине) – самое главное
качества гражданина;
–
любовь к своему
Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
–
патриотизм строится на ответственности за
судьбу своей родной земли; чувстве гордости
за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии,
в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства
патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
- доброта — это способность (желание
и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания
благодарности;
- благотворительность — проявление добрых чувств;
благотворительность была распространена
в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например,
тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые
времена и в настоящее
время, тема волонтерства.
5. Семья и
семейные ценности
–
семья связана не
только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми
ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями
и т. д.;
–
каждый член семьи
имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание,
оказать помощь друг другу;
–
обучающийся
должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех
ее делах, помогать родителям;
–
семейные ценности
всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены
в традиционных религиях России.
Тема
семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День
матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
–
культура общества
— это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
–
российская
культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
–
культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы,
связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно
и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому
многие сценарии построены
на чтении поэзии,
обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки:
«По ту сторону экрана. 115 лет кино в России»,
«Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному
дню цирка)».
7. Наука на службе
Родины
–
наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
–
в науке работают
талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
–
в России
совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный
мир.
Содержание программы
День знаний. Знакомство с проектами
Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание»
для обучающихся различных
возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники – чем гордимся,
о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а
жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной
любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным
гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие граждан является одной из главных
ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего
города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка
в стране, наставник
и «старший товарищ»,
помогающий как объединить школьный коллектив в
дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому
ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти
на помощь – основа хороших отношений
с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе.
В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека.
Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического
здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения
в коллективе, сохранить
свое психическое здоровье,
каксмотреть на мир позитивно, как не стать
жертвой «травли», и самому не опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности,
великое культурно-историческое наследие,
отображает то, что объединяет
нас как нацию. Развитие
отечественного кино отражает не только основные вехи развития
страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду
с литературой и театром, позволяет
человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками
героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой
страны.
Подразделения специального назначения
(спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение
Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми
профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером
настоящего мужчины.
Единство нации – основа
существования российского государства. Единство многонационального народа,
уважение традиций, религий,
уклада жизни всех народов является
главным в жизни
страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы государства, это основа и залог существования
современной страны. Развитие сферы
информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего,
профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости, транспортной
связности. Логика развития
экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз
мужчины и женщины, которые создают и поддерживают отношения уважения,
заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать
полноценные многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово
«Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной
город, регион, вся наша страна
и народ. Чувство
любви к своей
Родине человек несет в себе всю жизнь,
это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически
сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали
друг другу, оказывали
всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и
современность.
Россия
— страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан
страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый
год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой
новогодних праздников в нашей стране.
Первая
печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой
и букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное
отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать
функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги?
Что они обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.
Голод,
морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале планов немецких
войск. 80 лет назад город-герой Ленинград
был полностью освобожден от фашистской
блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами?
Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые
разделяют и поддерживают наши общие традиционные
ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране.
190-летие великого русского
учёного-химика, специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является
не только самой
большой страной в мире, которую
за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы.
Удивительные уголки нашей страны сегодня может
открыть для себя любой
школьник.
День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в
военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798— 1800),
адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя
внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для того, чтобы найти
друзей и самому быть хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим
профессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют
подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи
и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история
развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные
с авиацией.
Красивейший полуостров
с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны
стремиться поддерживать здоровый
образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны,
повышают качество жизни каждого человека. Цирк
как фантазийное и сказочное искусство. Цирк
в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты,
клоуны, фокусники. Цирковые
профессии.
Главные
события в истории
покорения космоса. Отечественные космонавты- рекордсмены.
Подготовка к полету — многолетний
процесс.
Николай Гоголь-признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе
близ Диканьки». Сюжеты,
герои, ситуации из произведений Николая
Гоголя актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения
человека. Соблюдать эко- правила — не так сложно. История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа
мечты. Жизненно важные навыки.История появления праздника День Победы. Поисковое движение
России. Могила Неизвестного Солдата.
Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения
пионерской организации. Цель ее создания и деятельность. Причины,
по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения.
Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы
направлены на обеспечение достижения школьниками следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В
сфере патриотического воспитания: осознание
российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины
-
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного
творчества.
В
сфере физического воспитания: осознание ценности
жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям
и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.
В
сфере трудового воспитания: установка
на активное участие в решении практических
задач;
осознание
важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности.
В
сфере экологического воспитания: ориентация
на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры,
осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного
познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки
и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации; оценивать
надежность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи иподдержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и
иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В
сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать
выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить
себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский
язык: совершенствование
различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге
разных видов: побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная
передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину
мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы к тексту;
развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить
собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить
сходства и отличия
в культуре и традициях народов России и других
стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать
безопасные стратегии поведения в сети.
История: соотносить события
истории разных стран и народов
с историческими периодами,
событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России;
определять
современников исторических событий,
явлений, процессов; умение выявлять собенности
развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой
истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимых фактов,
дат, исторических понятий;
умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь
(при наличии) с важнейшими событиями
XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал,
в том числе используя источники
разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества; об основах конституционного строя
и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики
в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской
Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству,
нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
народов России, преемственность истории нашей
Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы
в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
умение устанавливать и
объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни,
их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы,
человека и общества,
сфер общественной жизни,
гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов
в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности; умение
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы
знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание
роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;
умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями
и процессами; умение оценивать характер
взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
Тематическое планирование 6-7, 8-9 классы
Темы |
Основное содержание |
Деятельность школьников |
||
День
знаний |
Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляютпроекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов. |
Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика о необходимости знаний
для жизненного успеха. Участие
в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как
можно их достигнуть. |
||
Там, где Россия |
Родина — не только
место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем
гордиться? |
Участие во вступительной беседе
о России. Просмотр
ролика о России. Интерактивная викторина. Чем полезны
фенологические наблюдения. Их роль в жизни человека. |
||
Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской |
Зоя
Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало
символом мужества и
стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной
любви к своей
Родине. |
Участие во вступительной беседе.
Просмотр видеоролика о жизни и подвиге Зои. Участие в беседе о том, как воспитываются черты
личности героя. Подвиг Зои был подвигом
ради жизни будущих
поколений. В защиту
всего, что любила
эта молодая девушка. Просмотр интерактивной карты, беседа
о сохранении памятников героям. |
||
Избирательная система России (30 лет ЦИК) |
Право избирать и быть избранным гарантированоКонституцией Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны.Жизнь, свобода, права и благополучие
граждан является одной из главных
ценностей, а проявление гражданской позиции, желание
участвовать в развитии своего города, региона, страны
– достойно уважения. |
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об истории
Центральной избирательной комиссии. Обсуждение ситуаций, возникающих в связи
с голосованием и выборами. Выполнение
интерактивного задания «Избирательная система в России». |
||
День учителя (советники
по воспитанию) |
Ценность профессии учителя. Советник по
воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка
в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку. |
Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть
современный Учитель? (создание кластера). Участие
в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие
вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Чем
может помочь советник по воспитанию?» |
||
Взимоотношения в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга) |
В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали
неотъемлемой составляющей жизни
человека. Они приводят к депрессивному
состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания
о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить
свое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать
жертвой «травли», и самому
не опуститься до «травли» других, необходимы всем. |
Мотивационная беседа
о взаимосвязи физического и психического здоровья. Игра
«Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового образа жизни. Просмотр
отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который
он причиняет человеку. Мастер-класс «Магия
игры», в ходе которого школьники участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции. Мозговой штурм
«Мои правила благополучия», в ходе которого школьники составляют список
лайфхаков класса о том, как
подростку справляться со стрессами, излишним давлением взрослых. Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им было
бы комфортно находиться. . |
||
По ту сторону экрана. 115
лет кино в России |
Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, ализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей,
с историей и культурой страны. |
Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах, жанрах
кино. Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино.Обсуждение ролика. Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху. Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют мультфильм или фильм по его отрывку. Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немого
кино.Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о классе, сделанного руками школьников. |
||
День
спецназа |
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование,
готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером настоящего мужчины. |
Участие во вступительной беседе,
просмотр видеоролика о видах подразделений специального назначения в России. Участие в обсуждении: «Качества личности бойца
спецназа».Выполнение интерактивного задания
«Что важнее для спецназовца – ум или сила?» |
||
День народного единства |
Смутное время
в истории нашей
страны. Самозванцы — одна
из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только
в войне |
Участие во вступительной беседе
о появлении праздника День народного единства. Знакомство с
исторической справкой о событиях Смутного времени. Работа
в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы увидели причины
появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что
4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец
героизма и сплоченности всего народа вне
зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют, что им надо
объединяться? |
||
Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет / цифровая экономика / новые профессии |
Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.Развитие цифровой экономики предполагает выстраивание системы экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Появление новых профессий связано
с цифровизацией экономики,движением к технологическому суверенитету. |
Беседа о сущности
понятий «суверенитет», «технологический суверенитет», «цифровая экономика». Просмотр видеоролика
о цифровых технологиях, вошедших в современную
жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой
школьники высказывают свои мнения
о возможностях и рисках, которые
появляются в связи с проникновением
искусственного интеллекта во многие
сферы не только
экономики, но и культуры, образования, спорта. Игра-викторина «Язык
не для всех»,
в ходе которой
школьники знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с профессиями будущего. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе
которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной деятельности, которые
охватывают 50 перспективных профессий. Рефлексивная беседа,
в ходе которой
педагог просит школьников завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое
я сделал на этом занятии
– это …»; «Все говорят,
что без цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим
утверждением …»; «Если
у меня спросят, готов ли я учится всю свою жизнь,
то я отвечу …» |
||
О взаимоотношениях в семье (День матери) |
Мама
— важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая
и безоговорочная. Легко ли быть мамой? |
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда
я слышу слово «мама»
…» Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам
и детей. Поиск причин
этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми |
||
Что такое Родина? (региональный и местный компонент) |
Что для каждого
человека означает слово «Родина»?
Это родители, семья, дом, друзья,
родной город, регион, вся наша
страна и народ. Чувство любви к своей
Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора
и поддержка. Родина
– это не просто территория, это, прежде всего
то, что мы любим и готовы защищать. |
Участие в беседе о том, когда
каждый из нас чувствовал гордость при виде государственных символов нашей страны.
Какова региональная символика? Что означают элементы герба, флага? Знакомство
с традициями народов, живущих на территории
России. Участие
в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом
помогает? |
||
Мы вместе |
История создания Красного Креста. Особенности
волонтерской деятельности. Волонтерство в России |
Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении
вопроса: действительно ли создание именно
этой организации можно считать началом волонтерского движения? Работа в группах по составлению списка
особенностей волонтерской деятельности. Обмен историями из жизни
о волонтёрской деятельности |
||
Главный закон страны |
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение |
Участие во
вступительной беседе о
значении слова «конституция» и о жизни
без конституции. Участие в обсуждении
ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время
которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно
знать Конституцию, потому
что…» Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности |
||
Герои
нашего времени |
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня? |
Участие во
вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место
героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Качества современного героя» |
||
Новогодние семейные традиции
разных народов России |
Новый
год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. Различные традиции встречи Нового года
у разных народов России. |
Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы
знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет народы нашей
страны». Участие в беседе о том, что чаще всего
мы мечтаем о материальных
подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе
в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках. |
||
От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова |
Способы
передачи информации до появления письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном
Федоровым: «Ради скорого
младенческого научения». |
Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке». Эвристическая беседа
«Первая печатная «Азбука»: в чем особенности». Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки». |
||
Налоговая грамотность |
Современный человек должен
обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего
собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан? Выплата налогов
– обязанность каждого гражданина Российской Федерации. |
Беседа о том,
что такое налоговая система. Блиц-опрос «Для
чего государству необходим бюджет?». Беседа «Права
и обязанности налогоплательщика». Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет». |
||
коренные. 80
лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады |
Голод, морозы,
бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный
паек. Способы выживания ленинградцев. О провале планов
немецких войск. О героизме
советских воинов, освободивших город
на Неве. |
Участие в блиц-опросе
«Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом
город попал в кольцо; зачем
Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой
жизни; чем стало
полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады
для всей страны,
для хода Великой
Отечественной войны?» Беседа о том, что
помогало людям выстоять в осажденном городе. Работа в парах с
дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было
сбыться? |
||
Союзники России |
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими
обладает правами? Что дает заключение союзного договора для
государств? Союзники России
– государства, которые
разделяют и поддерживаютнаши общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных
государств и поддерживают их. |
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации. Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют союзники?». Дискуссия: права и обязанности союзных государств. В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия
делает для союзников? |
||
190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки |
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей
стране. Вклад российских ученых в мировую
науку.Д.И. Менделеев и роль его достижений для науки. Достижения науки в
повседневной жизни. Плюсы
и минусы научно-
технического прогресса |
Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь
человека без научных достижений. Участие в беседе об основных научных
и технических достижениях в нашей стране. Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только химия». Участие в блиц – опросе«Примеры использования достижений науки в повседневной
жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы
научно-технического прогресса» |
||
День первооткрывателя |
Россия является не только самой
большой страной в мире, которую
за ее продолжительную историю шаг за шагом
исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны
сегодня может
открыть для себя
любой школьник. |
Мотивационная беседа
о первооткрывателях, открытиях и удивительных
местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15 российских рек; за
третью – 15 названий деревьев, кустарников и цветов, которые
растут в их регионе. Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества о русских землепроходцах. Игра «Своя
игра», в которой
разыгрываются вопросы об уникальных местах
России и их первооткрывателях. Рефлексивная беседа
со школьниками, в процессе которой
они продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы
я делал пост в социальных сетях по
итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому
что …». |
||
День
защитника Отечества. 280
лет со дня рождения Федора
Ушакова |
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца,омандующего Черноморским флотом (1790—1798); командующегорусско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова. |
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете
о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора
профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в которых выручала смекалка. История и современность: уроки
адмирала Ушакова. Участие в беседе о том, как жители России
выражают свою благодарность защитникам Отечества |
||
Как
найти свое место
в обществе |
Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы
создать хорошую семью
и самому быть
хорошим семьянином. Поддержка семьи в России.
Что нужно, чтобы
найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка
профессионального самоопределения школьников в России. |
Проблематизирующая беседа
о трех слагаемых успешной самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии. Выступление
федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах
общественной жизни). Рефлексивная беседа
«Мое будущее», в ходе которой
школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти
спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе профессии. Групповая работа
«Что я возьму
с собой во взрослую жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу
свой выбор. В набор могут входить,
например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение
шутить» и т.д. |
||
Всемирный фестиваль молодежи |
Всемирный фестиваль
молодежи – 2024. Сириус –
федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране. |
Групповая работа по создании кластера.«Всемирный фестиваль молодежи». Историческая справка об истории возникновения Всемирного фестиваля
молодежи. Беседа «Эмблемы и символы фестивалей». Дискуссия
«Всемирный фестиваль молодежи–2024 в подробностях». |
||
Первым делом самолеты». О гражданской авиации |
Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей. первых
российских самолетов. Мировые
рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. |
Проблематизирующая
беседа «Почему человек всегда хотел подняться в небо?», в ходе которой
обсуждаются события, связанные с первыми
попытками человека «обрести крылья». Видеоролик об истории российской авиации, от первого
полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до современных
авиалайнеров "Суперджет", МС-21,
Ил-114-300, Ту-214, Ил-96,
"Байкал". Интерактивная игра
«33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями, конструкторами. Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас», «Часы» и др.) которые
предлагают современным пилотам
при профотборе. Рефлексивная беседа
«Я могу стать
кем захочу, или уже нет?»,
в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта о небе, даже
если нельзя стать
летчиком. |
||
Крым.
Путь домой |
Красивейший
полуостров с богатой историей. История
Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма |
Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа
по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением:
что с древних времен привлекало разные
народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму |
||
Россия - здоровая держава |
Здоровый образ
жизни – приоритетное направление в большинстве государств мира. Основные составляющие здоровья. Современные проекты, связанные со здоровьем. |
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни». Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ. Дискуссия «Следуешь моде – вредишь
здоровью» (о тату,
пирсинге, энергетиках и т.д.). |
||
Цирк!
Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка) |
Цирк
как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России,
История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии. |
Просмотр видеоролика
об истории цирка в России, начиная с первого
стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877 году. Беседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике, эквилибристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных). Мастер-класс «Фокус
здесь и сейчас», в ходе которого школьники разучивают несколько простых фокусов. Видео-викторина «Клоун», в ходе которой
школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов,
Юрий Куклачев, Вячеслав Полунин). Рефлексивная беседа о
том, как важно уметь поддерживать оптимизм
в себе и в окружающих. |
||
«Я вижу Землю! Это так
красиво». |
Главные события
в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс. Художественный
фильм «Вызов» - героизм персонажей и реальных людей. |
Участие во
вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти
в интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман
Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей
Крикалев, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев). Участие
в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение фильма
«Вызов» - в чем заключался героизм главныхдействующих лиц
и актрисы и режиссера
фильма. |
||
215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя |
Николай Гоголь
– признанный классик
русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров
на хуторе близ Диканьки». Сюжеты,
герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. |
Проблематизирующая
беседа «Классик есть классик», в ходе которой
школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений Гоголя
можно было назвать современными. Игра
«Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя. Интерактивная игра, в
ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям
Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев. Дискуссия, в ходе
которой школьники обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…». |
||
Экологичное потребление |
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствия
безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно |
Участие во вступительной беседе
об экологическом потреблении. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски решений. Работа
в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый |
||
Труд
крут |
История Праздника труда. Труд — это право
или обязанность человека? Работа мечты.
Жизненно важные навыки |
Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии: «Труд
— это право
или обязанность человека?» Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» |
||
Урок памяти |
История
появления праздника День Победы.
Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы. Бессмертный полк |
Участие во вступительной беседе
об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и
захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье
традиция отмечать День
Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка? |
||
Будь готов! Ко дню детских
общественных организаций |
19
мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад
пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются |
Участие во вступительной беседе
о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское
общественное объединение, чтобы
вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме
по выдвижению причин,
по которым дети объединяются. Участие в беседе о
том, какие бывают детские общественные объединения |
||
Русский язык. Великий и могучий. 225
со дня рождения А. С. Пушкина |
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина
в формирование современного литературного русского языка. |
Брейн- ринг «Узнай произведение по
иллюстрации». Историческая справка
«Малоизвестные факты из жизни А. С.
Пушкина». Эвристическая беседа «Мы говорим
на языке Пушкина». Интерактивные задания на знание русского языка. |